Подростков надо слышать

1

Совсем недавно Президент РФ Владимир Владимирович Путин на встрече с участниками акции взаимопомощи «МыВместе» жестко высказался о тех, кто через Сеть подталкивает подростков к суициду. Проблема детско-подросткового суицида — одна из наиболее острых тем в информационном пространстве.

Не секрет, что современные информационные технологии открывают не только новые возможности, но и риски в воздействии на неокрепшие умы. О причинах трагедий и способах защиты наших детей мы поговорили со специалистами-психологами.

«Мы стараемся разобраться
в каждой ситуации»

Психологу ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Поволжского округа» Евгении Владимировне Балтабаевой за 12 лет работы не раз приходилось оказывать психологическую поддержку детям с депрессивными и суицидальными наклонностями. Как специалист она не только ведет индивидуальный прием, но и организует групповые занятия по профилактике насилия, употребления психоактивных веществ, пропаганде здорового образа жизни для учащихся школ Рощинского, Черновского, Черноречья, Просвета, Спиридоновки.
С ней мы обсудили, как ведется профилактическая работа на уровне первичной психологической помощи. И первый вопрос касался алгоритма системной работы.
— Дети — в основном это подростки 13-16 лет — попадают ко мне на прием по рекомендации школы, которая выявляет тревожных, депрессивных детей и направляет к нам в Центр. Родители могут и самостоятельно обратиться, если увидели тревожные отклонения в поведении ребенка: слишком критическое настроение по отношению к себе, безразличие к окружающему миру, плохой аппетит, нарушение сна, ссоры, регулярное психологическое или физическое давление одноклассников. Весной число обращений, как правило, растет. И, кстати, самоизоляция, дистанционное обучение также сыграли свою роль – обращений стало больше.
В Центре мы проводим диагностику, направленную на выявление личностных особенностей, суицидальных склонностей подростков. Проводим тесты, которые позволяют определить степень депрессии, аффективных состояний.
— Можно ли выявить с помощью психологических методик, насколько ребенок близок к пограничному рубежу?
— Выявить можно, но и дети сейчас не молчат. Они открыто заявляют о том, что их тревожит. Мы стараемся разобраться в каждой ситуации. В школах на тренинге «Я и мои ценности» мы говорим с ребятами о жизни, о своем месте в мире. У нас есть упражнение «Копилка семейных трудностей», где школьники как раз озвучивают свое отношение к родительским ограничениям. Второе упражнение – дать совет родителям по преодолению этих трудностей. Школьники говорят, что родители часто их не слышат, не замечают их успехов, зато много говорят о недостатках. Взрослые считают, что знают, как надо, как лучше, и не выслушивают мнение подростка, которому так важны диалог и одобрение. Поэтому большая коррекционная работа проводится и с родителями тоже. Эти тренинги рассчитаны, в том числе, на профилактику суицида.
— Сегодня много говорят об опасности Интернета. Когда определенный контент становится ловушкой, способной довести подростка до трагедии?
— Интернет может представлять определенную опасность. Дети, например, любят красочные аниме. Родителям необходимо понимать сюжеты этих мультфильмов, где герой может покончить жизнь самоубийством. Я считаю, что до 9 лет нужно ставить на детские гаджеты программы контроля, видеть и понимать, на каких «пространствах» гуляет ребенок. И главное, разъяснять, что делать, если на его страницу заходит чужой человек, какие бывают ситуации, чем они могут обернуться, к каким последствиям могут привести присланные незнакомцем ссылки. В случае, когда ситуация развивается в негативном ключе, можно подключать полицию, администрацию сайта.
— За время вашей практики многим ли детям с суицидальными опасениями удалось помочь?
— Знаете, иногда подростку необходимо, чтобы его просто выслушали. И даже попадая в кабинет, после беседы он меняется. Глаза открываются, появляется улыбка. Если выявляем склонность к суицидам, ребят направляем в ГКУ СО «Областной центр социальной помощи семье и детям», реабилитационный стационар, где с ними работают клинические психологи. Если необходимо, назначаем консультацию психиатра и медикаментозную терапию. Нередко реабилитационный стационар предлагает госпитализацию, где ребенка наблюдают, он общается со сверстниками, участвует в групповой и индивидуальной коррекционной работе. Дальше мы уже на районном уровне наблюдаем ребенка, ставим на сопровождение. Из подростков, которых мы курировали, к счастью, ни один не дошел до суицида.
— Ваши советы обеспокоенным родителям.
— К сожалению, во многих семьях отсутствует практика совместных ужинов, бесед. Родителям необходимо замечать своих детей, больше общаться с ними, не бояться говорить о своих проблемах, обсуждать их. На собственном примере рассказывать, как бы они поступили или не поступили в данной ситуации. Не бояться показаться слабыми и попробовать психологически «спуститься», приблизиться к своему ребенку. Родитель, прежде чем принять какое-то решение, вместе с ребенком должен разобраться в ситуации и показать разные варианты решения проблемы. Есть такое выражение: «ласкайте душу ребенка». А взрослым зачастую проще укорить, сделать замечание, чем сказать такие нужные их ребенку ласковые слова.

«Проблема в огромной дистанции между родителями и детьми»

На вопросы «ВН» ответил помощник ректора Самарского государственного социально-педагогического университета, социальный психолог Михаил Валерьевич Вершинин, специализирующийся по консультированию пострадавших от деятельности деструктивных культов, радикальных организаций, травли в интернете, кибербуллинга и хейтеров.
— Сегодня сложилось устойчивое мнение, что именно из-за Интернета и гаджетов подростки попадают в некую информационную воронку, которая разными способами подталкивает их к суициду. Ваше мнение по этому вопросу.
— Такое мнение — некорректная интерпретация фактов, событий и влияние различных конспирологических теорий в нашем обществе. Действительно, в Интернете есть суицидальный контент, а в обществе есть субкультуры, которые используют тему смерти в определенных ситуациях и случаях. Помимо этого, есть большой пласт нормальной современной молодежной культуры, который плохо понятен современным взрослым: аниме, комиксы,
видео в ТикТоке и т.п. Все вместе это создает ощущение какого-то хаоса или злого умысла, но это не так.
— На какой интернет-контент родителям стоит обращать внимание?
— Большое заблуждение — считать, что случаи суицида связаны непосредственно с потреблением определенного деструктивного контента. Родителям необходимо обращать больше внимания на своих детей, их увлечения и интересы, просить их рассказывать и объяснять правила, принятые в Интернете. Дети самостоятельно социализируются в Интернете, усваивают своеобразные нормы поведения, но родители не сопровождают их в этом процессе. Взрослые часто обладают низкими цифровыми навыками, и дети их обгоняют в понимании правил и возможностей. Отсюда и страх родителей перед Интернетом.
— Представители каких молодежных субкультур составляют наибольшую группу риска в этом отношении? Какие из них активны в нашем регионе?
— Большинство субкультур безобидны, даже если выглядят агрессивно. Другое дело, что среди них есть опасные течения, активности или группы, которые могут привести к трагедии. Специалисты отмечают высокие риски для детей, связанные с «залипанием» в гаджетах (аналог цифровых нянь и постоянного времяпровождения за ними), с интересом к системам резкого похудения, криминальным идеологиям, колумбайн-культуре, с употреблением легких наркотиков, психофармакологических веществ и нейролептиков и так далее.
Опасностей крайне много, но проблема не в их наличии, а в огромной дистанции между родителями и их детьми, в отсутствии понимания, чем живет ребенок и как проходит его день. Детей не учат определять угрозы в Интернете, не рассказывают о «виртуальных незнакомцах» или о том, что ребенок может совершить ошибку, но родители всегда готовы ему помочь, а не наказать.
— Есть ли «сигналы», которые должны насторожить родителей? Каковы внешние признаки того, что дети попали в зависимость от каких-либо «групп смерти» или деструктивных сообществ? И какие действия им необходимо предпринять в этом случае?
— Проблема доведения до суицида в Интернете действительно существует, но связана она с тем, что в сети общается много разных детей, у которых большие психологические проблемы: у кого-то родители разводятся «по-плохому» и так далее. Такие дети и подростки, хотя иногда это бывают и взрослые, становятся теми «злодеями», кто выплескивает свою боль через доведение других детей до самоубийства. Некоторые для этого используют раскрученный подход «заданий» от «мастера», кто-то начинает детям объяснять, что «в твоей жизни все плохо, родители тебя не понимают, будущего нет» и т.п.
В семьях с гиперопекой или тотальным контролем за детьми, где нет доверительных отношений, бесполезно искать эти «сигналы». Дети умеют скрывать свою сетевую активность от взрослых. Взрослым необходимо ориентироваться на доверие и эпизодический контроль, а не на страх наказания и имитацию контроля.
Как минимум, надо подписаться на аккаунты своего ребенка (хороший родитель должен помнить, что детям по закону нельзя быть в социальных сетях до 14 лет) и его одноклассников, раз в день или несколько раз в неделю листать ленту ребенка. Было бы неплохо иногда обсуждать Интернет, события в нем, мемы и т.п., чтобы по ответам ребенка понять, насколько он в этом разбирается. Для школьников можно установить специализированный софт от «Лаборатории Касперского» и опцию «детский Интернет» от МТС, что позволит видеть активность ребенка в гаджетах и ограничить возможность столкнуться с неправильным контентом. Настроить Яндекс.DNS «Семейный» на своем домашнем роутере.
Но надо помнить, что все это не помешает вашему ребенку увидеть данный контент на мобильнике одноклассника, чьи родители игнорируют вопросы безопасности в сети, или погрузиться в пучину депрессии своего единственного друга.
Родителям необходимо фокусироваться не на малопонятных субкультурах и контенте, которые они считают опасными, а на самом деле таковыми не являются, а на выстраивании общения со своими детьми, демонстрации правильного поведения на своем примере и так далее. Помогать детям заводить друзей в разных местах, а не только в школе или в компьютерных играх. Должна быть комплексная работа родителя, и «спасительного простого и понятного решения» тут нет.
— Тема подросткового суицида многогранная, сложная и существовала всегда. Но время от времени происходят буквально «вспышки» трагедий в тех или иных местах. Это случайность или у явления существуют какие-то объективные причины и закономерности? Суицидом можно «заразиться»?
— В социальной психологии, как и в других научных психологических школах, изучают подобные «массовые заражения». У них есть определенные предпосылки, признаки, но о какой-то доказанной методологии говорить пока рано. Условно можно сказать, что как это происходит, понятно, а вот причины вызывают споры и дебаты в научной среде.
Исследователи отмечают опасный возраст для подростков в России — 14 лет и выше. Считается что есть «места, притягивающие самоубийц» и даже пиковые сезоны самоубийств в течение года (для подростков особенно опасны периоды праздников и экзаменов). На предрасположенность к суициду как один из многих факторов также влияют низкий уровень интеллекта, алкогольная и наркотическая предрасположенность. Даже общее развитие региона и вид населенного пункта оказывают влияние на статистику.
Заражения «коллективным суицидом» часто происходят в парах друзей, которые тесно общаются между собой, но имеют мало других социальных контактов. В некоторых странах суицид становился «модой» среди подростков, так как к таким событиям было много внимания со стороны местных медиа, и дети так «становились известными». Поэтому «суицидом» можно социально заразиться, но при определенных условиях: мало друзей, зависимое поведение и конформизм, семьи с гиперопекой, отсутствие хобби, личные проблемы, стресс и депрессия. Повторюсь, что комбинация триггеров может быть разной и точной формулы тут нет.
— Ваши «рецепты» техники безопасности для самих подростков и их родителей.
— Универсальных решений нет, есть решения, которые снижают риск, но он все равно остается. На первом месте среди причин суицида стоит проблема общения и социальных связей. Для детей это больше связано с семьей, взрослением и завязыванием новых социальных связей.
Беседовала
Наталья БЕЛОВА.

Вернуться на главную

Читайте также

Вниманию населения

«Район, в котором я живу!»

Уважаемые волжане! Приглашаем вас принять участие в конкурсе «Район, в котором я...

Вниманию населения

Не пропустите День Семьи!

Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области приглашает...

Вниманию населения

Рекомендации

Рекомендации по профилактическим мероприятиям по предупреждению распространения новой...

Общество

ПОЗДРАВИЛИ ВЕТЕРАНА

В преддверии празднования 76-й годовщины Великой Победы прокурор Волжского района...

Дорогие мои земляки

Возраст мудрости

Уроженке села Спиридоновка, труженице тыла, вдове ветерана Великой Отечественной войны...

Общество

Объявлены имена лучших

Победителям территориального конкурса социальных проектов «Гражданин» и районного этапа...

Медицина

Помощь всегда рядом

Свой профессиональный праздник медработники скорой помощи встретили на местах, с...

Медицина

Детский врач

Коллектив Волжской ЦРБ пополнился молодым специалистом С.Т. Ладышем

События

Успешное выступление

18 апреля в Москве прошел Всероссийский турнир «Феникс Челенджер» среди молодежи и...

События

Шахматы

В Курумоче прошел районный шахматный турнир «Юный гроссмейстер». Он был организован в...

Дорогие мои земляки

Сырных дел мастер

Почти 60 сортов сыра по рецептам 38 стран мира производит на своем подворье фермер ...

Образование

Экзамен для мам и пап

В школах Поволжского образовательного округа прошла акция «Единый день сдачи ОГЭ...

Власть

Рождественский вопрос

Под председательством депутата Государственной думы РФ А.Е. Хинштейна состоялось...

ЖКХ

ПЛАНЫ И РЕАЛИИ

В районе полным ходом идут работы по капитальному ремонту многоквартирных домов

Общество

Подростков надо слышать

Неправильно построенные взаимоотношения между родителями и детьми зачастую приводят к...

Ваше сообщение успешно отправлено