Подростков надо слышать
Совсем недавно Президент РФ Владимир Владимирович Путин на встрече с участниками акции взаимопомощи «МыВместе» жестко высказался о тех, кто через Сеть подталкивает подростков к суициду. Проблема детско-подросткового суицида — одна из наиболее острых тем в информационном пространстве.
Не секрет, что современные информационные технологии открывают не только новые возможности, но и риски в воздействии на неокрепшие умы. О причинах трагедий и способах защиты наших детей мы поговорили со специалистами-психологами.
«Мы стараемся разобраться
в каждой ситуации»
Психологу ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Поволжского округа» Евгении Владимировне Балтабаевой за 12 лет работы не раз приходилось оказывать психологическую поддержку детям с депрессивными и суицидальными наклонностями. Как специалист она не только ведет индивидуальный прием, но и организует групповые занятия по профилактике насилия, употребления психоактивных веществ, пропаганде здорового образа жизни для учащихся школ Рощинского, Черновского, Черноречья, Просвета, Спиридоновки.
С ней мы обсудили, как ведется профилактическая работа на уровне первичной психологической помощи. И первый вопрос касался алгоритма системной работы.
— Дети — в основном это подростки 13-16 лет — попадают ко мне на прием по рекомендации школы, которая выявляет тревожных, депрессивных детей и направляет к нам в Центр. Родители могут и самостоятельно обратиться, если увидели тревожные отклонения в поведении ребенка: слишком критическое настроение по отношению к себе, безразличие к окружающему миру, плохой аппетит, нарушение сна, ссоры, регулярное психологическое или физическое давление одноклассников. Весной число обращений, как правило, растет. И, кстати, самоизоляция, дистанционное обучение также сыграли свою роль – обращений стало больше.
В Центре мы проводим диагностику, направленную на выявление личностных особенностей, суицидальных склонностей подростков. Проводим тесты, которые позволяют определить степень депрессии, аффективных состояний.
— Можно ли выявить с помощью психологических методик, насколько ребенок близок к пограничному рубежу?
— Выявить можно, но и дети сейчас не молчат. Они открыто заявляют о том, что их тревожит. Мы стараемся разобраться в каждой ситуации. В школах на тренинге «Я и мои ценности» мы говорим с ребятами о жизни, о своем месте в мире. У нас есть упражнение «Копилка семейных трудностей», где школьники как раз озвучивают свое отношение к родительским ограничениям. Второе упражнение – дать совет родителям по преодолению этих трудностей. Школьники говорят, что родители часто их не слышат, не замечают их успехов, зато много говорят о недостатках. Взрослые считают, что знают, как надо, как лучше, и не выслушивают мнение подростка, которому так важны диалог и одобрение. Поэтому большая коррекционная работа проводится и с родителями тоже. Эти тренинги рассчитаны, в том числе, на профилактику суицида.
— Сегодня много говорят об опасности Интернета. Когда определенный контент становится ловушкой, способной довести подростка до трагедии?
— Интернет может представлять определенную опасность. Дети, например, любят красочные аниме. Родителям необходимо понимать сюжеты этих мультфильмов, где герой может покончить жизнь самоубийством. Я считаю, что до 9 лет нужно ставить на детские гаджеты программы контроля, видеть и понимать, на каких «пространствах» гуляет ребенок. И главное, разъяснять, что делать, если на его страницу заходит чужой человек, какие бывают ситуации, чем они могут обернуться, к каким последствиям могут привести присланные незнакомцем ссылки. В случае, когда ситуация развивается в негативном ключе, можно подключать полицию, администрацию сайта.
— За время вашей практики многим ли детям с суицидальными опасениями удалось помочь?
— Знаете, иногда подростку необходимо, чтобы его просто выслушали. И даже попадая в кабинет, после беседы он меняется. Глаза открываются, появляется улыбка. Если выявляем склонность к суицидам, ребят направляем в ГКУ СО «Областной центр социальной помощи семье и детям», реабилитационный стационар, где с ними работают клинические психологи. Если необходимо, назначаем консультацию психиатра и медикаментозную терапию. Нередко реабилитационный стационар предлагает госпитализацию, где ребенка наблюдают, он общается со сверстниками, участвует в групповой и индивидуальной коррекционной работе. Дальше мы уже на районном уровне наблюдаем ребенка, ставим на сопровождение. Из подростков, которых мы курировали, к счастью, ни один не дошел до суицида.
— Ваши советы обеспокоенным родителям.
— К сожалению, во многих семьях отсутствует практика совместных ужинов, бесед. Родителям необходимо замечать своих детей, больше общаться с ними, не бояться говорить о своих проблемах, обсуждать их. На собственном примере рассказывать, как бы они поступили или не поступили в данной ситуации. Не бояться показаться слабыми и попробовать психологически «спуститься», приблизиться к своему ребенку. Родитель, прежде чем принять какое-то решение, вместе с ребенком должен разобраться в ситуации и показать разные варианты решения проблемы. Есть такое выражение: «ласкайте душу ребенка». А взрослым зачастую проще укорить, сделать замечание, чем сказать такие нужные их ребенку ласковые слова.
«Проблема в огромной дистанции между родителями и детьми»
На вопросы «ВН» ответил помощник ректора Самарского государственного социально-педагогического университета, социальный психолог Михаил Валерьевич Вершинин, специализирующийся по консультированию пострадавших от деятельности деструктивных культов, радикальных организаций, травли в интернете, кибербуллинга и хейтеров.
— Сегодня сложилось устойчивое мнение, что именно из-за Интернета и гаджетов подростки попадают в некую информационную воронку, которая разными способами подталкивает их к суициду. Ваше мнение по этому вопросу.
— Такое мнение — некорректная интерпретация фактов, событий и влияние различных конспирологических теорий в нашем обществе. Действительно, в Интернете есть суицидальный контент, а в обществе есть субкультуры, которые используют тему смерти в определенных ситуациях и случаях. Помимо этого, есть большой пласт нормальной современной молодежной культуры, который плохо понятен современным взрослым: аниме, комиксы,
видео в ТикТоке и т.п. Все вместе это создает ощущение какого-то хаоса или злого умысла, но это не так.
— На какой интернет-контент родителям стоит обращать внимание?
— Большое заблуждение — считать, что случаи суицида связаны непосредственно с потреблением определенного деструктивного контента. Родителям необходимо обращать больше внимания на своих детей, их увлечения и интересы, просить их рассказывать и объяснять правила, принятые в Интернете. Дети самостоятельно социализируются в Интернете, усваивают своеобразные нормы поведения, но родители не сопровождают их в этом процессе. Взрослые часто обладают низкими цифровыми навыками, и дети их обгоняют в понимании правил и возможностей. Отсюда и страх родителей перед Интернетом.
— Представители каких молодежных субкультур составляют наибольшую группу риска в этом отношении? Какие из них активны в нашем регионе?
— Большинство субкультур безобидны, даже если выглядят агрессивно. Другое дело, что среди них есть опасные течения, активности или группы, которые могут привести к трагедии. Специалисты отмечают высокие риски для детей, связанные с «залипанием» в гаджетах (аналог цифровых нянь и постоянного времяпровождения за ними), с интересом к системам резкого похудения, криминальным идеологиям, колумбайн-культуре, с употреблением легких наркотиков, психофармакологических веществ и нейролептиков и так далее.
Опасностей крайне много, но проблема не в их наличии, а в огромной дистанции между родителями и их детьми, в отсутствии понимания, чем живет ребенок и как проходит его день. Детей не учат определять угрозы в Интернете, не рассказывают о «виртуальных незнакомцах» или о том, что ребенок может совершить ошибку, но родители всегда готовы ему помочь, а не наказать.
— Есть ли «сигналы», которые должны насторожить родителей? Каковы внешние признаки того, что дети попали в зависимость от каких-либо «групп смерти» или деструктивных сообществ? И какие действия им необходимо предпринять в этом случае?
— Проблема доведения до суицида в Интернете действительно существует, но связана она с тем, что в сети общается много разных детей, у которых большие психологические проблемы: у кого-то родители разводятся «по-плохому» и так далее. Такие дети и подростки, хотя иногда это бывают и взрослые, становятся теми «злодеями», кто выплескивает свою боль через доведение других детей до самоубийства. Некоторые для этого используют раскрученный подход «заданий» от «мастера», кто-то начинает детям объяснять, что «в твоей жизни все плохо, родители тебя не понимают, будущего нет» и т.п.
В семьях с гиперопекой или тотальным контролем за детьми, где нет доверительных отношений, бесполезно искать эти «сигналы». Дети умеют скрывать свою сетевую активность от взрослых. Взрослым необходимо ориентироваться на доверие и эпизодический контроль, а не на страх наказания и имитацию контроля.
Как минимум, надо подписаться на аккаунты своего ребенка (хороший родитель должен помнить, что детям по закону нельзя быть в социальных сетях до 14 лет) и его одноклассников, раз в день или несколько раз в неделю листать ленту ребенка. Было бы неплохо иногда обсуждать Интернет, события в нем, мемы и т.п., чтобы по ответам ребенка понять, насколько он в этом разбирается. Для школьников можно установить специализированный софт от «Лаборатории Касперского» и опцию «детский Интернет» от МТС, что позволит видеть активность ребенка в гаджетах и ограничить возможность столкнуться с неправильным контентом. Настроить Яндекс.DNS «Семейный» на своем домашнем роутере.
Но надо помнить, что все это не помешает вашему ребенку увидеть данный контент на мобильнике одноклассника, чьи родители игнорируют вопросы безопасности в сети, или погрузиться в пучину депрессии своего единственного друга.
Родителям необходимо фокусироваться не на малопонятных субкультурах и контенте, которые они считают опасными, а на самом деле таковыми не являются, а на выстраивании общения со своими детьми, демонстрации правильного поведения на своем примере и так далее. Помогать детям заводить друзей в разных местах, а не только в школе или в компьютерных играх. Должна быть комплексная работа родителя, и «спасительного простого и понятного решения» тут нет.
— Тема подросткового суицида многогранная, сложная и существовала всегда. Но время от времени происходят буквально «вспышки» трагедий в тех или иных местах. Это случайность или у явления существуют какие-то объективные причины и закономерности? Суицидом можно «заразиться»?
— В социальной психологии, как и в других научных психологических школах, изучают подобные «массовые заражения». У них есть определенные предпосылки, признаки, но о какой-то доказанной методологии говорить пока рано. Условно можно сказать, что как это происходит, понятно, а вот причины вызывают споры и дебаты в научной среде.
Исследователи отмечают опасный возраст для подростков в России — 14 лет и выше. Считается что есть «места, притягивающие самоубийц» и даже пиковые сезоны самоубийств в течение года (для подростков особенно опасны периоды праздников и экзаменов). На предрасположенность к суициду как один из многих факторов также влияют низкий уровень интеллекта, алкогольная и наркотическая предрасположенность. Даже общее развитие региона и вид населенного пункта оказывают влияние на статистику.
Заражения «коллективным суицидом» часто происходят в парах друзей, которые тесно общаются между собой, но имеют мало других социальных контактов. В некоторых странах суицид становился «модой» среди подростков, так как к таким событиям было много внимания со стороны местных медиа, и дети так «становились известными». Поэтому «суицидом» можно социально заразиться, но при определенных условиях: мало друзей, зависимое поведение и конформизм, семьи с гиперопекой, отсутствие хобби, личные проблемы, стресс и депрессия. Повторюсь, что комбинация триггеров может быть разной и точной формулы тут нет.
— Ваши «рецепты» техники безопасности для самих подростков и их родителей.
— Универсальных решений нет, есть решения, которые снижают риск, но он все равно остается. На первом месте среди причин суицида стоит проблема общения и социальных связей. Для детей это больше связано с семьей, взрослением и завязыванием новых социальных связей.
Беседовала
Наталья БЕЛОВА.