Самарская мозаика традиционных ремесел

158

В большой и многонациональной стране у каждого региона свои уникальные обычаи и традиции, которые важно сохранить. Предложение объявить 2022-й Годом культурного наследия Президент Российской Федерации В.В. Путин поддержал еще в ноябре 2019-го на заседании Совета по межнациональным отношениям: «Ранее уже предлагалось провести в России Год народного искусства и нематериального культурного наследия наших народов. Давайте так и сделаем. Сделаем это в 2022 году. Важно хорошо и содержательно наполнить его программу, учесть особенности каждого нашего региона».

Нематериальное наследие — это сказки, обычаи, художественные промыслы, народные песни и танцы, то есть все то, что действительно переходит из поколения в поколение, то, что обязательно нужно сохранять. Сегодня мы начинаем знакомить наших читателей с одной из составляющих этой богатейшей кладовой – с народно-художественными промыслами Самарской губернии, которая исторически была земледельческим регионом, хлебной житницей. Через нее проходили крупные торговые пути. Население жило в достатке, не было необходимости заниматься отхожими ремеслами и промыслами, как это было в других губерниях Российской империи. Поэтому прикладное творчество существовало лишь в форме домашних ремесел. Еще одна особенность Самарской губернии – ее многонациональность. Со времен Екатерины Великой на Волгу переселялись различные этносы, принося свои традиции и технологии декоративно-прикладного искусства. Интенсивное взаимопроникновение и обогащение материальной и духовной культуры различных народов, оформление самобытной этнокультурной общности сделало Самарскую область уникальной и неповторимой в этнографическом отношении в России. Поэтому за тот исторический период, который прошла Самарская губерния, у нас не выкристаллизовались какие-то исключительные художественные приемы и промыслы, которые мы могли бы, как это сложилось в других регионах, преподносить как уникальные на российском и мировом уровне. Но именно смешение традиций и стилей, яркие этнографические краски легли в основу современной сферы самарского прикладного творчества.

Традиционные
промыслы и ремесла Самарской губернии
Домовая резьба — самарская и сызранская — представляет собой картину своеобразных художественных традиций, следы которых глубокими корнями уходят в хозяйство, быт и культуру Средневолжского края, где был стык древних дорог промысловиков-охотников, кочевников-скотоводов и пришедших позже земледельцев. Домовая резьба подразделяется на долотную, пропильную, рельефную и накладную.
Плетение из лозы. В России из лозы плели корзины, верши, мережи и другие снасти для рыболовства. В начале прошлого века плетением занимались 37 тысяч кустарей в 17 губерниях. В 1920 году вышел каталог, в котором предлагались разработанные формы книжных полок, кресел, столов, 6-местных скамеек. В то время крупные центры плетения из ивовой лозы были сосредоточены в бывшей Московской губернии и Звенигородском уезде. В Безенчукском, Алексеевском и Нефтегорском районах в XX веке существовали мастерские и цеха по плетению из лозы мебели и предметов интерьера. Лозоплетение и по сей день является любимым занятием многих деревенских жителей от Дуная до Волги.
Роспись по дереву. В советский период, особенно в 60-70-е годы, развитие прикладного творчества получило новый толчок. из столичных профильных учебных заведений разъезжались специалисты в регионы по всей стране, богатые лесом, глиной — сырьем, необходимым для прикладных видов искусства. Так, в Куйбышевской области существовала Жигулевская фабрика художественных изделий, но традиция росписи по дереву была искусственно привнесена в художественную жизнь нашего края. В то же время ее мастера занимались исследованием местных традиций и опирались на них в процессе своей работы. Впоследствии художественной росписью по дереву занимались жигулевский «Город мастеров» – коллектив, состоявший из бывших сотрудников фабрики и их учеников, «Дом народных ремесел и декоративно-прикладного искусства» в г. Похвистнево, народная самодеятельная студия изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Палитра» Хворостянского района.
Гончарное производство не имело у нас широкого распространения, тем не менее выделяются центры в Сызранском, Похвистневском, Кинель-Черкасском районах. В Самарской губернии делали и глиняные игрушки. Когда-то это были ритуальные фигурки, связанные с сельскохозяйственными обрядами, которые сопровождались громким свистом. Поэтому не случайно преобладали игрушки-свистульки. Тематика – женские фигурки, конь, всадник, птицы, олень, баран, сюжетные композиции.
Ткачество было распространено и как домашний, и как организованный промысел.
Характерно производство льняных холстов, пестряди, ткачество кушаков. В губернии в XIX веке в селе Максимовка жили молокане, которые и привезли технику создания полотен из Тверской области. В нашем регионе вместо хлопковых нитей стали использовать овечью шерсть. У нас были и башкирские, и татарские поселения, и русские села. Поэтому со временем тканые изделия приобрели смешанный местный колорит. При ткачестве использовали так называемую ремизную технику: это многоцветье, пестрядь, аналог французского жаккарда. Крупным центром ковроткачества был Клявлинский район и его села Черный Ключ и Бор-Игар. Во многих домах раньше стояли ткацкие станы, которые главы семей мастерили для своих жен, сестер и дочерей. На них изготавливали одежду, а затем украшали ее яркой вышивкой. В 1970-1980-е годы в этих селах было очень распространенным умение ткать ковры. Для этого использовалась овечья шерсть, которую бережно собирали, мыли, чистили и вычесывали. Пряжу тоже делали вручную. Во многих сельских домах до сих пор сохранились прялки, которыми иногда пользуются местные жительницы. Нередко на изготовление одного ковра уходило от полугода до года. Чувашское поселение Черный Ключ получило наибольшую известность как центр ковроткачества. Работы мастериц выставлялись на ВДНХ.
Золотошвейное и белошвейное производство – центром является Самарский Иверский женский монастырь.
В обители существовали золотошвейная, белошвейная, ткацкая, ковровая мастерские. Также в стенах Иверского монастыря сформировалась филейно-гипюрная вышивка. Монахини Самарского женского Иверского монастыря достигли значительных высот в этом
искусстве.
Под руководством игуменьи Антонины они вышивали Самарское знамя – легендарный символ освобождения балканских народов от османского ига. Эскиз необычного дара братскому народу разработал самарский художник Николай Симаков. На одной стороне красно-бело-синего полотнища в черном кресте, украшенном золотыми арабесками, они изобразили славянских первоучителей, равноапостольных Кирилла и Мефодия, на другой — Иверскую икону Божьей матери, во имя которой в Самаре и был основан женский монастырь. На широкой голубой ленте была помещена вышитая золотом надпись: «Болгарскому народу г. Самара. 1876 г.». И ниже: «Слава болгарскому народу. 1876 г.»
Помимо этих промыслов, существовало и домашнее ремесло (изготовление изделий для нужд своего хозяйства), в том числе изготовление традиционного костюма, вышивка и кружевоплетение. В контексте народного костюма выделяется создание кукол в стилизованных традиционных народных
костюмах.
Также существовали промыслы по обработке металла (изготовление топоров, подков, сбруи).
Подготовила
Наталья БЕЛОВА.

Вернуться на главную

Читайте также

Вниманию населения

Голосуем всем районом!

Стартовало общественное голосование XV областной акции «Народное признание», по итогам...

Дорогие мои земляки

Поздравления

9 июля, свой юбилей отметил глава муниципального района Волжский Е.А. Макридин.

Вниманию населения

«Район, в котором я живу!»

Уважаемые волжане! Приглашаем вас принять участие в конкурсе «Район, в котором я...

Вниманию населения

Не пропустите День Семьи!

Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области приглашает...

Вниманию населения

Рекомендации

Рекомендации по профилактическим мероприятиям по предупреждению распространения новой...

Дорогие мои земляки

Мать защитника отечества

Жительница поселка Рощинский Вера Александровна Ковалева награждена медалью в знак...

Дорогие мои земляки

«ЦВР – мой второй дом!»

Так считает почетный работник сферы образования Российской Федерации Ольга Геннадьевна...

Дорогие мои земляки

«Размышляя образами»

В Доме культуры «Юбилейный» проходит персональная выставка ульяновской художницы Татьяны...

Общество

В диалоге с погодой

23 марта – Всемирный день метеорологии и профессиональный праздник работников...

Общество

Мастера своего дела

Лучшим работникам сферы бытового обслуживания области вручили губернаторские и...

Общество

Личным примером

Глава Волжского района Владимир Михайлович Медведев одним из первых проголосовал на...

События

Навстречу посевной

ООО «Возрождение 98» полным ходом готовится к предстоящей весенне-полевой кампании

События

«Супербабушка-2024»

Под таким названием в ФСК «Волжский» прошло спортивно-массовое мероприятие для...

Ваше сообщение успешно отправлено