«Русская пастораль» Дубового Умета
Масштабный творческий десант самарских живописцев «высадился» в Дубовом Умете
в прошлый четверг.
Его возглавил председатель самарского Союза художников России, член Международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО Дмитрий Юрьевич Мантров, пригласив в увлекательное путешествие еще пятерых коллег, не побоявшихся провести несколько незабываемых пленэров в аутентичной обстановке сельской глубинки и крещенских холодов. Организаторами зимнего фестиваля выступили историко-краеведческий музей им.
А.В. Юшкина Волжского района, Самарское региональное отделение ВТОО «Союз художников России» при поддержке творческих коллективов МБУК ЦКД «Союз» Волжского района.
Основной базой пленэристов стал историко-краеведческий музей Волжского района, с которым у самарских художников сложились дружеские и плодотворные рабочие отношения.
По приглашению директора музея Е.А. Гундориной здесь уже не раз проходили выставки известных мастеров живописи, а осенью 2020 года состоялся однодневный выездной пленэр «Уходящая натура», на котором профессиональные художники вместе со студентами и воспитанниками творческих студий рисовали дом крестьян Пониных. И вот теперь новая встреча: с 20 по 25 января самобытные самарские художники Дмитрий Мантров, Андрей Мишагин, Анна Есипова, Евгения Тарасова, Елена Островская и Игорь Доний провели пять насыщенных творческих дней в Волжском районе, большей частью – на свежем воздухе.
Эти люди работают и в жанре портрета, и в жанре натюрморта, но пейзаж – одно из основных и любимых направлений их творчества.
Как говорят про себя сами художники, пленэристы – это особый разряд, они немножко авантюристы. Ездят круглый год по всему миру, участвуют в разных проектах. Выезд на натуру, на пленэр — это всегда приключение, общение с людьми, новые места и восхищение красотой окружающего мира. Каждый член этого дружного творческого коллектива по-своему влюблен в природу Самарской луки, Жигулей с их уникальной энергетикой и колористикой, а в этот раз им представилась возможность творчески осмыслить и перенести на холст особенности пейзажа волжской глубинки. «Писать как можно больше» — так определили цель своего участия в фестивале художники и с каждым днем открывали все больше интересных мест в Дубовом Умете и его окрестностях. У каждого из них свой узнаваемый авторский почерк, манера письма, а острый взгляд творца всегда найдет красоту там, где «замыленный» взгляд простого жителя проскользнет мимо… Сначала их «зацепили» окраины с коровникамии, дали, которые окружают село. На другой день пленэристы прошлись по улочкам, оценили профессиональным взглядом овражки, баньки, церковь… В пятницу женская часть команды, решив немного погреться и поработать в помещении, нашла массу интересных вещей в историко-краеведческом музее, молодые художницы написали три натюрморта.
Член Союза художников Андрей Викторович Мишагин уже второй раз работает в Волжском районе, полтора года назад он в Дубовом Умете писал дом Пониных: «Зима — интересное время года, минимум оттенков и одновременно закаливаешь на морозе свой характер. Вроде бы обыкновенное село, но есть и интересные уголочки, где-то рябинка, домик, снежок… Художник даже в невзрачном, банальном крестьянском пейзаже увидит что-то красивое. Где люди проходят мимо, он увидел, написал, показал».
Евгения Алексеевна Тарасова – мастер цветной графики, у нее сложились особые отношения с исторической частью Самары. Ее она любит рисовать в манере «временной эклектики», совмещая реальную историю со своими туристическими фантазиями. Волжский пленэр произвел на художницу сильное впечатление: «Здесь прекрасно, это первый в моей жизни зимний пленэр. И я под таким впечатлением от живописи на морозе! Это в городе можно согреться в кафе, а здесь мы писали практически в чистом поле! Осмотрелись и влюбились в пейзаж».
Елена Вячеславовна Островская уже около 20 лет пишет пейзажи. Чемодан с инструментами для этюдов берет с собой в любые поездки с семьей. Любит писать природу Жигулей, особенно ей нравятся «переходные состояния» из лета в осень, из осени в зиму с бесконечными оттенками белого снега. «Место вдохновило нас сразу, — говорит Елена. — Когда проехали окраины села, уже нашли свою аутентичность, захотелось ее передать…Приятно и отношение, как нас принимают, с какой теплотой, гостеприимством, концертами…»
По достоинству оценила местное гостеприимство и член Союза художников Анна Станиславовна Есипова: «Очень комфортно, душевно нас встретили. Очень эмоциональный концерт был вчера, и то, что до артистов можно было практически дотронуться, производит огромное эмоциональное впечатление».
Во время фестивальной программы гостей из Самары приветствовали своими музыкальными программами два ведущих вокальных коллектива Волжского района – МЦ «Автоклуб» и НВА «Вера». Кроме того, гостей фестиваля ждали литературный вечер «Поэзия трех поколений» с участием дубовоуметских поэтов (Виктор Понин, Юрий и Родион Чумаченко), а также концерт юных гитаристов «Звенит гитарная струна».
И, конечно же, несмотря на страстное желание как можно больше писать дубовоуметскую природу и окрестности, мастера живописи находили время и для творческих встреч. Практически каждый из проведенных в Дубовом Умете дней был для гостей насыщен еще и общением с местным населением – взрослыми и школьниками, которым хотелось побольше узнать о профессиональных секретах художников, как говорится, из первых уст. Самарские мастера уверены, что искусство несет в себе немалый воспитательный заряд, поэтому не отказывались от общения с подрастающим поколением.
Председатель регионального отделения Союза художников России Дмитрий Юрьевич Мантров рассказал дубовоуметским школьникам о своем нестандартном творческом пути – из сотрудников правоохранительных органов в профессиональные художники, поделился собственным взглядом на современное искусство. Особый упор он сделал на то, что любой язык искусства (будь то литература, музыка или живопись) – это в первую очередь способ самовыражения. Рассказал, как многое здесь зависит от «внутренней начинки» человека, сориентировав подростков на серьезную внутреннюю работу: «Кто-то считает нормальным идти коротким путем к известности, славе… Есть другой путь, когда человек работает над собой – шлифует, отполировывает тот алмаз, который заключен внутри него, превращая его в бриллиант. И тогда работает правило, описанное в Священном писании: зажженную свечу не ставят под стол, ее ставят на стол, чтобы она светила всем. Можно пойти по пути массовой культуры, уйти в какой-то тираж, коммерциализацию. Гораздо более сложен путь самореализации, самоактуализации своего индивидуального пути, и он может лежать вне натоптанных дорог».
Фестиваль-пленэр «Русская пастораль» в Дубовом Умете стал заметным явлением культурной жизни Волжского района. И все его участники получили впечатляющий результат от этого события: одни — от продуктивного интеллектуального и дружеского общения, другие открыли для себя прекрасную тихую красоту еще одного уголка самарской земли.
Наталья БЕЛОВА.
Фото Сергея БАРАНОВА.