• Сегодня
  • booked.net

Раскрыть талант в каждом ребенке – главная цель дошкольных педагогов, которые 27 сентября отмечают свой профессиональный праздник

1

Детский сад «Семицветик» — это первое дошкольное учреждение, открытое на территории Южного города. За шесть лет плодотворной работы детсад зарекомендовал себя как современная инновационная площадка для дошкольного развития ребенка.

Педагогический коллектив «Семицветика» является лауреатом 4-го федерального научно-общественного конкурса «Восемь жемчужин дошкольного образования-2019» в номинации «Новой архитектуре – достойную педагогику»; лауреатом Всероссийского конкурса «Образовательная организация XXI века. Лига лидер-2019» в номинации «Лидер в разработке и реализации стратегии развития образовательной организации и повышения качества образования». Коллектив является победителем территориального конкурса музеев «Герои Отечества», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне в номинации «Музей детского сада», участником ежегодного регионального конкурса «ЭкоЛидер-2019» в номинации «Образование».
В «Семицветике» в двух корпусах более семисот детей делают свои первые и уверенные шаги в мир науки, искусства и творчества под руководством творческих, нестандартно мыслящих педагогов. В канун профессионального праздника мы встретились с тремя из них: воспитателями Юлией Александровной Батаевой — победителем территориального конкурса педагогического мастерства «Воспитатель года-2019», Викторией Николаевной Седашевой — обладателем премии губернатора Самарской области по итогам областного конкурса долгосрочных воспитательных проектов особой педагогической и общественной значимости, и педагогом-логопедом Евгенией Юрьевной Нор — призером регионального этапа 3-го Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России-2020», и поговорили о современных детях и особенностях развивающей дошкольной педагогики.

Детсад –
«живой» организм
Наш разговор начался с того, что детский сад сегодня — это сложная многофункциональная система, которая решает множество задач и работает одновременно с очень разными детьми.
В.Н. Седашева: «Детский сад – это живой, постоянно развивающийся организм, и это не только дети и педагоги, но еще и родители, с которыми также необходимо постоянно сотрудничать. Это и большой коллектив всего учреждения: мы постоянно учимся — и в вузах, и на курсах, на семинарах. Я окончила с красным дипломом педагогический колледж, сейчас с Юлией Александровной учимся на педагога-психолога в вузе. Меняются программы, требования, и мы все время учимся чему-то
новому».
Сегодня современные детсады строятся с учетом работы с детьми, в том числе и с особенностями развития. Есть дети, требующие коррекционной работы и помощи, причем не только в компенсирующих, но и в массовых группах. В «Семицветике» образованы две компенсирующих группы и одна комбинированная (инклюзивная), и в каждой есть свои нюансы работы. В разговор включается педагог-логопед.
Е.Ю. Нор: «Сегодня недостаточно только осуществлять «присмотр» за ребенком, необходимо всесторонне его развивать. Причем не только ребенка со способностями, но и детей, которые отстают в своем развитии. Нужно готовить их к жизни в обществе. Для детей с особенностями развития особенно важно развить коммуникативные компетенции, социальные навыки – это задача даже более важная, чем преодоление речевых трудностей. Над этим работают и воспитатели, и педагоги детсада».
В.Н. Седашева: «Есть особенные дети, очень умные. Ребенок все знает, но не может это выразить. И если его не научить самовыражению, то начнутся проблемы в школе. Поэтому мы прежде всего учим ребят общаться! Сегодня дети с малолетства сидят в телефоне, и им проще проводить время с гаджетом, чем с друзьями. Пробелы в образовании в школе восполнят, а вот заниматься социализацией ребенка там уже будет некогда…»

«Универсальные солдаты» дошкольного воспитания
Нынешние взрослые в своем детстве много времени проводили во дворах, играли, общались. Сегодня детей не отпускают гулять без присмотра, они привыкли, что за них практически все решают и делают мамы. Это данность, с которой воспитателям приходится иметь дело. И скорректировать мировоззрение родителя, чтобы помочь развить самостоятельность ребенка, бывает непросто. Однако педагоги не сдаются: проводят с родителями беседы, мастер-классы, где учат общению, в том числе развивающему, с малышами в игровой форме. Проводят семинары-практики, где родители могут обсудить вопросы, обменяться опытом, посмотреть на своих детей со стороны.
Ю.А. Батаева: «Наша задача — чтобы родители стали партнерами педагога. Плюс на сайте «ВКонтакте» у нас есть своя страница, где педагоги, специалисты ежедневно выкладывают результаты образовательной, воспитательной деятельности в группе, образовательные маршруты, чтобы родители дома смогли также проработать какой-то материал. Еще у каждой группы есть своя страница в вайбере. Вся образовательная деятельность проходит в форме игры. И мы сами заряжаемся этой энергией! С удовольствием играем с детьми, в том числе и в подвижные игры: и петрушки, и бабки-ежки, и классики, и скакалки!»
У всех наших собеседниц большой стаж педагогической работы, поэтому они могут сравнить, что изменилось в системе дошкольного воспитания за эти годы.
В.Н. Седашева: «Двенадцать лет назад в детсаду было примерно как в школе, классно-урочная система: вот — доска, вот — стол… И мы, как учителя в школе, с дошкольниками проводили занятия: рисовали, лепили, считали, писали. Все по плану. Сегодня все идет от детей: не захотел ребенок — заставлять не будем. Конечно, постараемся его вовлечь, займемся индивидуально, придумаем для него свою игру. В тех же комбинированных группах педагог должен сделать так, чтобы дети с разными возможностями и особенностями, разным восприятием включились в эту развивающую деятельность. Причем педагог дошкольного воспитания должен знать и уметь все: лепить и конструировать, знать подвижные игры и обучить навыкам самообслуживания. Можно сказать, мы — «универсальные солдаты» дошкольного воспитания. Чтобы ребенка научить, сами должны все это уметь».
Ю.А. Батаева: «К каждому ребенку необходим индивидуальный подход. Все дети особенные, у всех свой характер, к каждому — свой подход. И мы тоже вместе с ними меняемся. Работа с родителями тоже требует индивидуального подхода и большой корректности. Молодые мамы не всегда видят отклонения в поведении своего ребенка. У нас есть правило: никогда не говорить о детях плохо, нет плохих детей! Есть ситуация, в которую попал дошкольник, мы можем только дать рекомендацию и помочь родителям скорректировать особенности его развития».
И если раньше логопеды работали только в поликлиниках и платных кабинетах, то сегодня учитель-логопед – полноценный член дошкольного коллектива, чьи знания и опыт помогают в педагогическом процессе.
Е.Ю. Нор: «Моя задача – рассказать педагогам о тонкостях работы с «особенными» детьми, чтобы они могли грамотно выстроить работу с ребенком, помочь наладить с ним контакт, чему-то его научить. Это просветительная работа, которую я веду с педагогами и родителями. К нам приходят с детьми постарше, когда родители уже видят, что у их ребенка есть какие-то особенности развития. Моя задача — помочь выстроить системную работу. Если необходимо, рекомендовать консультацию у врача-невролога, медицинского психолога. Плюс еще и образовательная деятельность с детьми — на прогулках, групповые занятия по развитию речи и индивидуальные занятия учителя-логопеда».

В чем твоя сила, малыш?
Как метко замечают воспитатели, иногда кажется, что современные дети рождаются, уже владея «компьютерной грамотностью». Они быстро адаптируются ко всему новому. И если у ребенка-дошкольника развить навыки общения с современным робототехническим конструктором, то к школе подрастет уже «человек с инженерным мышлением». Детский сад «Семицветик» активно развивает техническое направление, его «конструкторское бюро» оснащено 36 видами конструкторов, а воспитанники ежегодно становятся призерами областного этапа всероссийского конкурса робототехники «Икаренок». А выпускники детсада с удовольствием продолжают занятие робототехникой в школе.
В.Н. Седашева: «Все дети рождаются с какими-то способностями. Развить способность в умение — задача педагога. Конечно же, дети увлечены не только конструированием. Есть и танцоры, и художники. Просто раньше основными развивающими материалами были краски, карандаши, игрушки, а сейчас среда более техническая. И педагогу нужно заметить, к чему больше стремится ребенок. Идет большая работа с одаренными детьми. У нас в детсаду много выставок, конкурсов, в которых участвуют дети. Ребенку 5-6 лет, а он уже победитель даже всероссийских конкурсов! Я работаю с малышами 3-4 лет, из группы восемь трехлеток умеют считать, знают цифры в пределах десятка. И таких «юных гениев», кто опережает в развитии своих сверстников, становится с каждым годом все больше. Поэтому педагогу необходимо все время придумывать такие занятия, чтобы и этим детям было интересно».
Ю.А. Батаева: «Дети с нарушениями развития также принимают участие во всероссийских конкурсах. Мы снимаем видео, отправляем на конкурсы, и наши детки занимают там призовые места. Они на равных с одаренными детьми участвуют в общей творческой и проектной деятельности, поют, танцуют и рисуют».
Наталья БЕЛОВА.
Фото Сергея БАРАНОВА.Снимки также предоставлены коллективом детсада «Семицветик».

Вернуться на главную

Читайте также

Вниманию населения

«Район, в котором я живу!»

Уважаемые волжане! Приглашаем вас принять участие в конкурсе «Район, в котором я...

Вниманию населения

Не пропустите День Семьи!

Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области приглашает...

Вниманию населения

Рекомендации

Рекомендации по профилактическим мероприятиям по предупреждению распространения новой...

Агропром и бизнес

Золото этой осени!

Итогом участия в XXII Поволжской агропромышленной выставке стали 19 наград ведущих ...

Культура

Из Москвы с победой!

Народный вокальный ансамбль «Вера» им. Ю. Новикова – в числе победителей Всероссийского...

Власть

Работа на благо волжан

Девятого сентября состоялось заключительное заседание Собрания Представителей Волжского...

События

Промежуточные итоги

30 августа состоялся третий тур первенства Волжского района по футболу среди мужских ...

События

Ожидаемые результаты

После частичного снятия ограничений по коронавирусу в Волжском районе возобновили...

Общество

Знать, чтобы помнить

Третьего сентября в Волжском районе на 17 площадках прошел исторический «Диктант Победы»

Ваше сообщение успешно отправлено