Общение со школьниками – огромное удовольствие!
Школьная библиотека – совершенно особое место в школе, куда знает дорогу абсолютно каждый ученик. Именно отсюда перекочевывают в портфели школяров все учебники.
Практически не отрываясь от важных школьных дел, здесь можно получить нужную энциклопедию и другую полезную литературу, чтобы подготовить реферат, проект или просто почитать своего любимого автора. Посидеть за компьютером и добыть нужную информацию из Интернета – это, как говорится, тоже добро пожаловать! Здесь каждого выслушает, подскажет и поможет с выбором полезной уму и сердцу книги хозяйка и хранительница этого места, библиотекарь общеобразовательной смышляевской школы №3 Наталья Александровна Полковникова.
Что приводит людей в эту профессию? Как правило, любовь к книге. Не стала исключением и Наталья Александровна. Окончив сначала училище, а потом и институт культуры, будучи специалистом с высшим библиотечным образованием, она по-прежнему верна любимому делу, школе (вернее, двум смышляевским школам) и поселению. И помогла ей когда-то определиться с профессиональным выбором Ольга Алексеевна Зуева. Сельский, а потом также школьный библиотекарь, Ольга Алексеевна стала ее первым и главным наставником в профессии, заложила основы специальности, раскрывала все нюансы работы. Именно от нее Наталья Александровна приняла эстафету, сменив свою наставницу на рабочем посту, и до сих пор испытывает к ней большое чувство благодарности.
Наверное, многие могут сказать: ну подумаешь — школьная библиотека, это же не районная и даже не поселковая. Между тем у школьного книгохранилища вполне солидные фонды: помимо 10 тысяч учебников здесь дожидаются юных читателей свыше 14 тысяч экземпляров художественной литературы. Большую помощь в пополнении фонда оказывают местные жители, которые безвозмездно дарят книги. Потому что у кого-то выросли дети, кто-то переезжает или просто от доброго сердца … Сыграло свою роль в такой благотворительности и развитие электронных библиотек. Еще один дополнительный источник комплектования – сбор макулатуры, на вырученные средства также примерно на 50 экземпляров ежегодно пополняется библиотечный фонд. Библиотекарь старается закупать книги полезные, например, из серии «Библиотека школьника», и по возможности недорогие. Методическую помощь школьным библиотекам оказывает Ресурсный центр Поволжского управления образования, специалисты которого на сайте освещают знаменательные события, новшества по учебной литературе и новые формы работы с детьми. Большую помощь в работе школьным хранителям книг оказывает также московская библиотека им. К.Д. Ушинского, которая как раз курирует школьные библиотеки.
И понятно, что, например, все девятьсот с лишним учеников смышляевской третьей школы являются читателями школьной библиотеки. Самыми активными и преданными читателями традиционно остаются младшие школьники. Ребята любят книги про животных, сказки, в последнее время стали больше интересоваться космосом. Среднее звено — любители разнообразного фэнтези и приключений. Библиотекарь старается их побаловать и современными авторами, такими как Андрей Жвалевский и Олег Раин, и пробудить интерес к литературным кумирам прошлых лет. Старшеклассники интересуются классической литературой — школьная программа обязывает. Частые гости библиотеки — учителя-предметники, они активно используют библиотечные фонды для своей учительской и воспитательной деятельности. Например, готовят занятия на тематических учебных неделях. И, конечно же, школьные учителя-словесники — Наталья Викторовна Солдатова, Любовь Ивановна Константинова, Елена Анатольевна Клычкова, которые верны классической традиции работы с текстом на уроках литературы и дают детям глубокие предметные знания.
Конкуренция печатной и электронной книги, испытывает ли ее на практике школьный библиотекарь? У Натальи Александровны по этому поводу есть своя позиция. Она сторонница того, что у ребенка должно быть право выбора. Кто любит — пусть читает электронные книги, но должна быть возможность и чтения печатной книги. Особенно для младших школьников, где так важны тактильные ощущения: рассмотреть художественные иллюстрации, почитать вместе с родителями, расположиться удобно, не стоит забывать и про здоровьесберегающие технологии — поберечь глаза. Да и ученые подтверждают: с бумажного носителя текст воспринимается лучше.
Если молодежи нравится читать с экрана — пожалуйста! Восприятие у всех разное, но человек сам выбирает способ чтения. А читать – необходимо! Социальные сети – это общение, а из книг, особенно классических, закладываются нравственные основы, понятия и критерии добра и зла.
Более тридцати лет отдала профессии школьный библиотекарь из Смышляевки. И по-прежнему не устает признаваться в любви к своему делу и коллективу: «Работая с детьми, чувствуешь себя моложе и многому учишься у них. Научно-технический прогресс развивается быстрыми шагами, и не всегда мы за ним успеваем. Дети же здесь гораздо более мобильные, многое берешь от них. И еще мне просто интересно здесь работать. Библиотека в школе — это место эмоциональной разгрузки, где школьники с удовольствием рассказывают о своих интересах. Общение с ними мне доставляет огромное удовольствие. Еще и наш коллектив мне очень нравится. Мне здесь очень комфортно. Моя работа — как мой второй дом».
А миссия школьного библиотекаря звучит в унисон с задачами настоящего педагога: «Наш мир очень разнообразен, в нем много негатива. А наша задача — постараться привить детям доброе и вечное, чтобы они опирались в своей жизни на традиционные ценности. Знания тоже важны, но главное, чтобы они выросли настоящими людьми, способными сопереживать, помогать, сочувствовать».
Наталья БЕЛОВА.
Фото Сергея БАРАНОВА.