Двери в мир больших возможностей
После того, как в ОЦ «Южный город» прозвенят звонки с последних уроков, ежедневно в стенах сразу двух школьных зданий, расположенных в Юг-1 и Юг-2, начинается другая интенсивная и интересная жизнь — ученики снова спешат на занятия в многочисленные кружки, спортивные и творческие секции.
На данный момент педагоги Центра дополнительного образования одной из самых современных и крупных школ страны совместно с методистами разработали для своих воспитанников 65 программ.
И с каждым годом количество и разнообразие программ увеличивается, а реализуемые программы актуализируются с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, а также с учетом запроса школьников и их родителей. Педагоги дополнительного образования, тренеры, руководители художественных коллективов «Центра дополнительного образования» ОЦ «Южный город» уверены, что все, что они делают для каждого ребенка, — это формирование его успешности во взрослой жизни. Ведь они дают возможность каждому воспитаннику стать успешным в учебе, искусстве, спорте и науке.
С каждым годом ЦДО только увеличивает обороты, привлекая в свои кружки, секции и студии все больше и больше школьников. Так, на данный момент Центр дополнительного образования посещают уже свыше 3800 детей. Эта структура не случайно заявлена в качестве социокультурного центра развивающегося микрорайона. Современное материально-техническое оснащение, опытные преподаватели, специально организованные тематические пространства и есть база для получения углубленных знаний и полноценной реализации детских способностей по шести направленностям: физкультурно-спортивной, художественной, технической, социально-гуманитарной, естественно-научной и туристско-краеведческой.
Старт для юных
кулибиных
Техническая и естественно-научная направленности являются одними из самых массовых в общей структуре ЦДО – более тысячи ребят, начиная с дошкольного возраста и заканчивая учениками старших классов, получают основы передовых знаний в этой сфере. И это, конечно же, не случайно. Их педагоги уверены, что успехи страны в XXI веке будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, который определяется уровнем современных технологий. В настоящий момент в России развиваются нанотехнологии, электроника, механика и программирование, то есть созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники.
«В нашем центре реализуется шесть направленностей, самая массовая из которых техническая, — говорит руководитель ЦДО ОЦ «Южный город» Дмитрий Андреевич Петрунин. — Эта направленность позволяет вырабатывать у ребят навыки алгоритмизации, программирования, робототехники, а кроме того, развивать творческие способности в рамках проектной деятельности».
Начиная со старших групп детского сада дошколята делают первые шаги в большой мир робототехники. Так, на базе восьми дет-садов педагог ЦДО Наталья Сергеевна Краснова в игровой форме увлеченно знакомит дошколят со своим курсом «Игровая робототехника и конструирование». И малыши уверены, что «робототехника – это легко и интересно!»
Учеников младшей школы ведут в мир технических знаний педагоги технологических классов различных уровней: Дмитрий Сергеевич Буренов, Валентина Валерьевна Зубова, Анастасия Валерьевна Восканян.
Занятия в технологических классах помогают педагогам выявить одаренных детей и помочь в их реализации и развитии инженерных способностей. А у школьников младших классов еще и сформировать навыки самостоятельной работы, увлечь и замотивировать их к исследовательской и проектной деятельности.
Учитель начальных классов и по совместительству еще и педагог дополнительного образования
В.В. Зубова для такой работы обучалась на специализированных курсах и постоянно занимается самообразованием. Теперь она вместе с третьеклассниками занимается конструированием и программированием роботов с помощью программы LEGO Mindstorm EV3.
«Мне очень интересны эти занятия, наверное, еще и потому, что в моем детстве не было таких роботов, имеющих различные функции и способных двигаться, бегать, выполнять различные задания, — говорит Валентина Валерьевна. — Работа с «Лего» развивает у ребят пространственное мышление, мелкую моторику, дети фантазируют, а когда начинают программировать, совершенствовать роботов, развивают зачатки инженерного мышления».
Увлекательно,
занимательно и полезно
Для малышей в программе —
игровая робототехника и конструирование, «Легомеханик» и «Робознайки» (педагог Юрий Александрович Потапов), а для школьников среднего звена — авиамоделирование (педагог Дмитрий Владимирович Лышников), 3D-моделирование (педагог Иван Андреевич Афанасьев), 3D-моделирование в программировании и программирование в среде Scratch (педагог Татьяна Анатольевна Суконникова). В рамках последней программы ребята смогут раскрыть свои творческие таланты, так как здесь можно легко создавать мультфильмы, игры, анимационные открытки, устанавливать способы взаимодействия между объектами, сочинять истории, рисовать и оживлять на экране придуманных персонажей.
Все эти объединения технической направленности в системе дополнительного образования являются стартовой площадкой для будущих инженеров, изобретателей, конструкторов, людей рабочих профессий, владеющих современной техникой.
Отдельное место в этом технологическом ряду занимает кибернетика – очень непростая дисциплина для особенно упорных и настойчивых старшеклассников, которую преподает педагог дополнительного образования Виталий Русланович Шаяхметов.
«Курс сложный, — говорит педагог, — рассчитан на учащихся 8-11 классов, для пытливых умов, тех, кого интересует самопознание и развитие в рамках Data Science. Старшеклассники смогут подтянуть свои знания по программированию, математике, физике, и более того, перешагнуть на другой уровень понимания этих наук».
И уровень этот, действительно, уже выходит за школьные рамки и держит путь прямиком в технические вузы, поскольку уже на первом году занятий школьники изучают высокоуровневый язык программирования Python3, подкрепляя свои знания массой примеров и практических заданий. Изучают объективно ориентированный подход и некоторые основы высшей математики и линейной алгебры (а это уже 1-2 курс вуза!). Освоившие эту программу и занимающиеся второй год старшеклассники изучают численные методы и основы компьютерного зрения, знакомятся с основами создания и обучения нейронных сетей, формирования на их основе искусственного интеллекта. Сюда входит все — от основ, предпосылок, теории и до практической реализации. И это еще далеко не все возможности «кибернетического объединения».
«Моя задача показать, что наука — это увлекательно, занимательно, полезно и чрезвычайно интересно! — говорит Виталий Русланович. — Даже используя школьные знания, можно творить потрясающие вещи. Мы разжигаем огонь интереса не просто к знаниям, а к использованию этих знаний, которые дают возможность быть успешными в современных сложных производственных и научных отраслях».
Кроме того, наиболее трудолюбивые школьники выполняют научные проекты, участвуют в конкурсах, фестивалях и научных конференциях городского, областного и международного уровня, а это дает им право на льготное поступление в вуз на любые технические специальности.
Только за последние полгода среди призеров технической направленности — Святослав Слеповичев и Илья Яковенко (второе место на Международной молодежной научной конференции «ХVI Королевские чтения: школьники»), Руслан Ганеев и Валентина Голованова (третье место на VI «Всероссийской олимпиаде по 3D-технологиям»).
Задачи курсов естественно-научной направленности – «погружение» в предметы. Ребята занимаются олимпиадной математикой, экспериментальной химией, геологией. К одной из основных целей программ данной направленности относится формирование у детей научной картины мира, освоение ими современных технологий и методов познания окружающей среды. Ключевым моментом является обучение ребят навыкам экспериментальной работы и научных исследований. Свое знание теории и навыки практической деятельности школьники демонстрируют на олимпиадах, конкурсах и конференциях естественно-научной направленности.
«Шедевры Волжского юга»
Так называется мастер-студия по деревообработке, которую ведет в рамках технической направленности педагог дополнительного образования, мастер резьбы по дереву Константин Алексеевич Пашков. В настоящее время в мастерских обоих корпусов Образовательного центра «Южный город» обучается 130 ребят. Под руководством опытного наставника воспитанники выпиливают и выжигают, изучают различные техники резьбы по дереву, маркетри и инкрустацию, а также осваивают станочные приемы обработки древесины.
Оснащение мастерской самое современное: фрезерный и токарные станки по дереву с ЧПУ, на которых можно изготовить объемные изделия (скалки, толкушки для картошки, тарелки, стаканы, вазы). В мастерской по деревообработке обучаются дети с семи лет. Именно здесь многие из них впервые в жизни берут в руки рабочие инструменты – рубанки, ножовки, рашпили, ручные дрели, лобзики, стамески, резцы… Для некоторых ребят является настоящим открытием, как из рубанка, изгибаясь и скручиваясь, появляется тонкая, прозрачная, пахнущая живым деревом желтая стружка… Они такое только в мультиках видели! А как оторваться от рабочего процесса, когда из-под резца рождается сделанное своими руками изделие – настоящее, живое, придуманное и сотворенное из древесины! Неудивительно, что школьников из мастерской не выгонишь – занятие давно закончилось, а они не хотят уходить со своих рабочих мест.
Конечно же, можно говорить о гармоничном развитии ребят и воспитании художественного вкуса, изучении традиционных ремесел и народной культуры. И стоит только раз заглянуть в светящиеся от счастья глаза ребенка, сделавшего «свое изделие», как отпадают все вопросы о нужности и полезности ручного труда для современных мальчишек и девчонок. А их мастер, человек с более чем двадцатилетним стажем работы в области резьбы по дереву, стопроцентно уверен: если человек что-то умеет делать руками, значит, он умеет думать и работать головой.
«Дети этого поколения хотят нажимать на кнопки и сразу получать результат, а я заставляю их взять в руки дерево и продумать, пошагово выстроить свою работу, — говорит Константин Алексеевич. — Показать, что ручной труд действительно облагораживает человека. Человек становится более собранным, может взвесить бытовую или организационную ситуацию и принять правильное решение. Школьники работают в командах, создавая общий проект в виде того или иного изделия. А для этого необходимо разговаривать, договариваться, спорить, находить решения. Дети проходят путь от самых азов, от «ничего не умею» до овладения инструментом, навыками работы. И главная моя задача — через этот ручной труд научить их думать и работать головой!»
За еще сравнительно небольшой срок работы мастер-студии по деревообработке некоторые ребята уже уверенно овладели инструментом. Иван Филимонов, Артем Степанов вырезают предметы из дерева уже на уровне 2-3 курса колледжа, а восьмиклассник Михаил Чвыров, сделавший своими руками кресло-качалку, даже выразил желание овладеть этой профессией. Первые работы учеников
К.А. Пашкова стали участниками Всероссийского конкурса «Жар-птица России» и X Областного (открытого) конкурса юных мастеров декоративно-прикладного творчества и ремесел Самарской области «Наш дом – планета Земля!»
Наталья БЕЛОВА.
Фото предоставлены ЦДО.