Двери в мир больших возможностей

21

После того, как в ОЦ «Южный город» прозвенят звонки с последних уроков, ежедневно в стенах сразу двух школьных зданий, расположенных в Юг-1 и Юг-2, начинается другая интенсивная и интересная жизнь — ученики снова спешат на занятия в многочисленные кружки, спортивные и творческие секции.

На данный момент педагоги Центра дополнительного образования одной из самых современных и крупных школ страны совместно с методистами разработали для своих воспитанников 65 программ.
И с каждым годом количество и разнообразие программ увеличивается, а реализуемые программы актуализируются с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, а также с учетом запроса школьников и их родителей. Педагоги дополнительного образования, тренеры, руководители художественных коллективов «Центра дополнительного образования» ОЦ «Южный город» уверены, что все, что они делают для каждого ребенка, — это формирование его успешности во взрослой жизни. Ведь они дают возможность каждому воспитаннику стать успешным в учебе, искусстве, спорте и науке.
С каждым годом ЦДО только увеличивает обороты, привлекая в свои кружки, секции и студии все больше и больше школьников. Так, на данный момент Центр дополнительного образования посещают уже свыше 3800 детей. Эта структура не случайно заявлена в качестве социокультурного центра развивающегося микрорайона. Современное материально-техническое оснащение, опытные преподаватели, специально организованные тематические пространства и есть база для получения углубленных знаний и полноценной реализации детских способностей по шести направленностям: физкультурно-спортивной, художественной, технической, социально-гуманитарной, естественно-научной и туристско-краеведческой.
Старт для юных
кулибиных
Техническая и естественно-научная направленности являются одними из самых массовых в общей структуре ЦДО – более тысячи ребят, начиная с дошкольного возраста и заканчивая учениками старших классов, получают основы передовых знаний в этой сфере. И это, конечно же, не случайно. Их педагоги уверены, что успехи страны в XXI веке будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, который определяется уровнем современных технологий. В настоящий момент в России развиваются нанотехнологии, электроника, механика и программирование, то есть созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники.
«В нашем центре реализуется шесть направленностей, самая массовая из которых техническая, — говорит руководитель ЦДО ОЦ «Южный город» Дмитрий Андреевич Петрунин. — Эта направленность позволяет вырабатывать у ребят навыки алгоритмизации, программирования, робототехники, а кроме того, развивать творческие способности в рамках проектной деятельности».
Начиная со старших групп детского сада дошколята делают первые шаги в большой мир робототехники. Так, на базе восьми дет-садов педагог ЦДО Наталья Сергеевна Краснова в игровой форме увлеченно знакомит дошколят со своим курсом «Игровая робототехника и конструирование». И малыши уверены, что «робототехника – это легко и интересно!»
Учеников младшей школы ведут в мир технических знаний педагоги технологических классов различных уровней: Дмитрий Сергеевич Буренов, Валентина Валерьевна Зубова, Анастасия Валерьевна Восканян.
Занятия в технологических классах помогают педагогам выявить одаренных детей и помочь в их реализации и развитии инженерных способностей. А у школьников младших классов еще и сформировать навыки самостоятельной работы, увлечь и замотивировать их к исследовательской и проектной деятельности.
Учитель начальных классов и по совместительству еще и педагог дополнительного образования
В.В. Зубова для такой работы обучалась на специализированных курсах и постоянно занимается самообразованием. Теперь она вместе с третьеклассниками занимается конструированием и программированием роботов с помощью программы LEGO Mindstorm EV3.
«Мне очень интересны эти занятия, наверное, еще и потому, что в моем детстве не было таких роботов, имеющих различные функции и способных двигаться, бегать, выполнять различные задания, — говорит Валентина Валерьевна. — Работа с «Лего» развивает у ребят пространственное мышление, мелкую моторику, дети фантазируют, а когда начинают программировать, совершенствовать роботов, развивают зачатки инженерного мышления».
Увлекательно,
занимательно и полезно
Для малышей в программе —
игровая робототехника и конструирование, «Легомеханик» и «Робознайки» (педагог Юрий Александрович Потапов), а для школьников среднего звена — авиамоделирование (педагог Дмитрий Владимирович Лышников), 3D-моделирование (педагог Иван Андреевич Афанасьев), 3D-моделирование в программировании и программирование в среде Scratch (педагог Татьяна Анатольевна Суконникова). В рамках последней программы ребята смогут раскрыть свои творческие таланты, так как здесь можно легко создавать мультфильмы, игры, анимационные открытки, устанавливать способы взаимодействия между объектами, сочинять истории, рисовать и оживлять на экране придуманных персонажей.
Все эти объединения технической направленности в системе дополнительного образования являются стартовой площадкой для будущих инженеров, изобретателей, конструкторов, людей рабочих профессий, владеющих современной техникой.
Отдельное место в этом технологическом ряду занимает кибернетика – очень непростая дисциплина для особенно упорных и настойчивых старшеклассников, которую преподает педагог дополнительного образования Виталий Русланович Шаяхметов.
«Курс сложный, — говорит педагог, — рассчитан на учащихся 8-11 классов, для пытливых умов, тех, кого интересует самопознание и развитие в рамках Data Science. Старшеклассники смогут подтянуть свои знания по программированию, математике, физике, и более того, перешагнуть на другой уровень понимания этих наук».
И уровень этот, действительно, уже выходит за школьные рамки и держит путь прямиком в технические вузы, поскольку уже на первом году занятий школьники изучают высокоуровневый язык программирования Python3, подкрепляя свои знания массой примеров и практических заданий. Изучают объективно ориентированный подход и некоторые основы высшей математики и линейной алгебры (а это уже 1-2 курс вуза!). Освоившие эту программу и занимающиеся второй год старшеклассники изучают численные методы и основы компьютерного зрения, знакомятся с основами создания и обучения нейронных сетей, формирования на их основе искусственного интеллекта. Сюда входит все — от основ, предпосылок, теории и до практической реализации. И это еще далеко не все возможности «кибернетического объединения».
«Моя задача показать, что наука — это увлекательно, занимательно, полезно и чрезвычайно интересно! — говорит Виталий Русланович. — Даже используя школьные знания, можно творить потрясающие вещи. Мы разжигаем огонь интереса не просто к знаниям, а к использованию этих знаний, которые дают возможность быть успешными в современных сложных производственных и научных отраслях».
Кроме того, наиболее трудолюбивые школьники выполняют научные проекты, участвуют в конкурсах, фестивалях и научных конференциях городского, областного и международного уровня, а это дает им право на льготное поступление в вуз на любые технические специальности.
Только за последние полгода среди призеров технической направленности — Святослав Слеповичев и Илья Яковенко (второе место на Международной молодежной научной конференции «ХVI Королевские чтения: школьники»), Руслан Ганеев и Валентина Голованова (третье место на VI «Всероссийской олимпиаде по 3D-технологиям»).
Задачи курсов естественно-научной направленности – «погружение» в предметы. Ребята занимаются олимпиадной математикой, экспериментальной химией, геологией. К одной из основных целей программ данной направленности относится формирование у детей научной картины мира, освоение ими современных технологий и методов познания окружающей среды. Ключевым моментом является обучение ребят навыкам экспериментальной работы и научных исследований. Свое знание теории и навыки практической деятельности школьники демонстрируют на олимпиадах, конкурсах и конференциях естественно-научной направленности.
«Шедевры Волжского юга»
Так называется мастер-студия по деревообработке, которую ведет в рамках технической направленности педагог дополнительного образования, мастер резьбы по дереву Константин Алексеевич Пашков. В настоящее время в мастерских обоих корпусов Образовательного центра «Южный город» обучается 130 ребят. Под руководством опытного наставника воспитанники выпиливают и выжигают, изучают различные техники резьбы по дереву, маркетри и инкрустацию, а также осваивают станочные приемы обработки древесины.
Оснащение мастерской самое современное: фрезерный и токарные станки по дереву с ЧПУ, на которых можно изготовить объемные изделия (скалки, толкушки для картошки, тарелки, стаканы, вазы). В мастерской по деревообработке обучаются дети с семи лет. Именно здесь многие из них впервые в жизни берут в руки рабочие инструменты – рубанки, ножовки, рашпили, ручные дрели, лобзики, стамески, резцы… Для некоторых ребят является настоящим открытием, как из рубанка, изгибаясь и скручиваясь, появляется тонкая, прозрачная, пахнущая живым деревом желтая стружка… Они такое только в мультиках видели! А как оторваться от рабочего процесса, когда из-под резца рождается сделанное своими руками изделие – настоящее, живое, придуманное и сотворенное из древесины! Неудивительно, что школьников из мастерской не выгонишь – занятие давно закончилось, а они не хотят уходить со своих рабочих мест.
Конечно же, можно говорить о гармоничном развитии ребят и воспитании художественного вкуса, изучении традиционных ремесел и народной культуры. И стоит только раз заглянуть в светящиеся от счастья глаза ребенка, сделавшего «свое изделие», как отпадают все вопросы о нужности и полезности ручного труда для современных мальчишек и девчонок. А их мастер, человек с более чем двадцатилетним стажем работы в области резьбы по дереву, стопроцентно уверен: если человек что-то умеет делать руками, значит, он умеет думать и работать головой.
«Дети этого поколения хотят нажимать на кнопки и сразу получать результат, а я заставляю их взять в руки дерево и продумать, пошагово выстроить свою работу, — говорит Константин Алексеевич. — Показать, что ручной труд действительно облагораживает человека. Человек становится более собранным, может взвесить бытовую или организационную ситуацию и принять правильное решение. Школьники работают в командах, создавая общий проект в виде того или иного изделия. А для этого необходимо разговаривать, договариваться, спорить, находить решения. Дети проходят путь от самых азов, от «ничего не умею» до овладения инструментом, навыками работы. И главная моя задача — через этот ручной труд научить их думать и работать головой!»
За еще сравнительно небольшой срок работы мастер-студии по деревообработке некоторые ребята уже уверенно овладели инструментом. Иван Филимонов, Артем Степанов вырезают предметы из дерева уже на уровне 2-3 курса колледжа, а восьмиклассник Михаил Чвыров, сделавший своими руками кресло-качалку, даже выразил желание овладеть этой профессией. Первые работы учеников
К.А. Пашкова стали участниками Всероссийского конкурса «Жар-птица России» и X Областного (открытого) конкурса юных мастеров декоративно-прикладного творчества и ремесел Самарской области «Наш дом – планета Земля!»
Наталья БЕЛОВА.
Фото предоставлены ЦДО.

Вернуться на главную

Читайте также

Вниманию населения

Голосуем всем районом!

Стартовало общественное голосование XV областной акции «Народное признание», по итогам...

Дорогие мои земляки

Поздравления

9 июля, свой юбилей отметил глава муниципального района Волжский Е.А. Макридин.

Вниманию населения

«Район, в котором я живу!»

Уважаемые волжане! Приглашаем вас принять участие в конкурсе «Район, в котором я...

Вниманию населения

Не пропустите День Семьи!

Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области приглашает...

Вниманию населения

Рекомендации

Рекомендации по профилактическим мероприятиям по предупреждению распространения новой...

Культура

Тридцать лет с песней

Народный вокальный ансамбль «Вера» им. Юрия Новикова праздничным концертом отметил свой...

Власть

В интересах людей

Губернатор Самарской области Д.И. Азаров добился решения по пересмотру газовых расценок

Дорогие мои земляки

«Серебряный» волонтер

Галина Ивановна Глебова верит в победу и вяжет носки для военнослужащих

Вести поселений

Чем живешь, поселение?

О буднях муниципального образования рассказывает его глава В.Н. Волков

Дорогие мои земляки

Дом, где царит любовь

В поселке Черновский живет дружная семья Александра Анатольевича и Любови Юрьевны...

Дорогие мои земляки

Беспокойные сердца

Активисты, общественники, депутаты – им важно, как живут их поселок, район и страна

Мы вместе

«Давайте поможем фронту»

Эта фраза стала девизом для поселковых волонтеров и благотворителей – людей открытой души

Вести поселений

Чем живешь, поселение?

О буднях муниципального образования рассказывает его глава К.В. Игнатов

Дорогие мои земляки

55 счастливых лет

Супруги-педагоги Улановы отметят юбилей совместной жизни

Общество

Весеннее половодье

В зоне подтопления оказались несколько населенных пунктов Волжского района

Ваше сообщение успешно отправлено