«Был особый дух коллективизма и доброго соревнования…»
19 мая 1922 года была создана пионерия — самая массовая организация для детей и подростков в Советском Союзе. В ее рядах за 69 лет существования побывало более 210 миллионов человек.
Практически каждый школьник давал клятву, носил пионерский галстук и мог выбрать, в каком направлении применять свой «общественный талант»: от организаторской работы среди одноклассников до сбора металлолома и макулатуры, трудовых и творческих десантов. Пионерская организация Волжского района на протяжении многих лет заслуженно считалась в нашей области одной из самых сильных.
— Мы всегда были на хорошем счету в обкоме комсомола, — говорит бывший третий секретарь райкома ВЛКСМ Волжского района Владимир Викторович Данилушкин. — На базе нашего райкома проводились выездные семинары. Приезжали люди из других регионов, изучали опыт работы и школьных, и производственных организаций. Волжский район всегда был в числе лучших сельских районов, и пионеры-школьники также всегда оставались на первых позициях.
В каждой школе был коллективный орган самоуправления — Совет дружины, с мнением которого считались учителя, существовала выстроенная система наставничества и вожатской учебы. Военно-спортивные игры, смотры строя и песни, «тимуровское» движение и помощь ветеранам – все эти направления получили продолжение в работе современных общественных детско-юношеских организаций. Российское движение школьников, Юнармия продолжают сегодня традиции пионерии, но единой массовой детской организации в стране с советских времен так и не появилось.
Был в школе и особый «человечек с моторчиком» — вожатый, который направлял неуемную детскую энергию в созидательное русло. Сегодня эти бывшие вожатые — уважаемые, состоявшиеся люди, грамотные специалисты, многие выбрали для себя учительскую стезю. Прошло почти три десятка лет с тех пор, как прекратила свое существование Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина, но для многих из бывших вожатых и сегодня День пионерии остается личным праздником. Мы попросили их вспомнить, как и чем жила пионерия Волжского района и какое место занимала пионерская работа в жизни советских ребят.
Это мой праздник
Одни из сильнейших пионерских организаций в Волжском районе были в школах г.п. Смышляевка. Анастасия Алексеевна Задорожная (Ася Красовская) работала старшей пионервожатой в смышляевской школе №2 с 1980 по 1990-й год. Она вспоминает:
— В то время были сильные педагогические коллективы, опытные учителя, которые помогали выстраивать работу пионерских организаций. Любая инициатива поддерживалась. Я себя ощущала свободным человеком, который может работать с огоньком. Свою роль играла и наша близость к Дому пионеров: сначала это был кабинет в райкоме комсомола на ул. Дыбенко, а потом он оказался на нашей территории. Мы соревновались, учились друг у друга. Тогда был такой дух, хотелось чего-то нового и интересного. Вспоминаются наши пионерские костры на 19 мая – День рождения пионерской организации. Это была традиция. Мы выходили на школьное спортивное поле либо на окраину поселка. Там зажигали костер в виде звезды пять пионерских отрядов, вставали в большой круг, пели, танцевали, играли… Это одно из самых ярких и трогательных воспоминаний. Большой праздник был в школе на 45-летие Великой Победы. Тогда собралось очень много ветеранов, им вручали памятные медали. Пионеры подготовили для них сюрприз – поздравления в форме фронтовых писем-треугольников, концерт.
День пионерии — это мой праздник, я вспоминаю пионерскую клятву, сохранила галстуки, иногда отдаю их на мероприятия, потом забираю и берегу как дорогую реликвию…
«Я приобрела колоссальный опыт»
Замиля Рифгатовна Бутузова (Зоя Каримова), юрист, выпускница черновской школы, была вожатой у младших школьников, членом Волжского райкома комсомола:
— Когда я пошла в первый класс, то не умела ни читать, ни писать, а окончила школу с золотой медалью. Ответственно могу сказать, что это благодаря коллективу, благодаря пионерии и комсомолу. Я получила такой жизненный урок, меня напитали душевной силой, стойкостью. Чувство коллективизма, доброго соревнования и товарищества – все это было у нас с 1-го класса. Дети и сейчас занимаются проблемами экологии, собирают макулатуру, но нет этого чувства. Весь год был насыщен не только получением знаний, но и общением, и нам нравилось так жить. Школа была продолжением семьи. На линейках в школе мы выражали солидарность с Анжелой Дэвис или Луисом Корваланом. Мы, конечно, не знали этих людей лично, но вместе со всей страной чувствовали солидарность с ними. Мы как бы играли во взрослую жизнь и с помощью этой игры получали положительный и отрицательный опыт. Были и слезы, и обиды, но в коллективе было легче дышать. С юных лет помогали совхозу чистить теплицы, выступали на полевых станах, нам аплодировали, благодарили. Мы ощущали свою значимость, сопричастность к общему делу и с малых лет ощущали себя частью нашей страны.
Я считаю, что мы многое потеряли и к этому нужно возвращаться. Мы росли счастливыми детьми, так как знали, что нам помогут с любой проблемой. Может, мы и были, как говорят, «заидеологизированы», но воспитаны в любви к своей Родине. Заслуга пионерии в том, что это был дух доброго соревнования и общения. И были люди, которые все это организовывали. Я получила колоссальный опыт, которым пользуюсь всю жизнь!
«Пионерская работа в районе кипела!»
Татьяна Александровна Пойлова, директор районного Дома пионеров с 1980 по 1985 год:
— На первом этапе, сразу после создания, пионерия была, по сути, «калькой» с еще дореволюционного скаутовского движения. Положения, формы работы были взяты оттуда, но, конечно, была привнесена коммунистическая идеология. В каждой школе имелась освобожденная ставка пионервожатого, разрабатывали план мероприятий на год, пионерские дружины носили имена героев, были штабы… Работа в районе кипела! Существовали свои традиции, праздники, конкурсы. Среди лидеров движения – школы Смышляевки, Курумоча, Просвета, Петра-Дубравы. Где был хороший пионервожатый, там и школы демонстрировали рост, появлялись новые почины, мероприятия. Как у нас проходило районное «Посвящение в вожатые» — в Смышляевке, в кафе, в формате «капустника»! Очень интересно работала лопатинская школа, они искали и организовывали встречи ветеранов-однополчан. Сегодня эта система утеряна, перед школой на первом месте учебные задачи… Но школа должна не только образовывать, давать знания, должны быть элементы воспитания.
«Благодаря этой работе я стала учителем…»
Валентина Васильевна Скрынникова (Шобонова), учитель русского языка школы Дубового Умета:
— Наша дружина носила имя Ивана Кулькова, нашего земляка, погибшего в годы войны. В каждом классе был свой отряд, помогали участникам Великой Отечественной войны, было тимуровское движение, собирали металлолом, вели шефство над октябрятами… Я была председателем совета дружины школы, это был коллективный орган. Потом руководила комсомольской организацией в школе. И, не поступив сразу в институт, работала год вожатой. И конечно, этот опыт мне пригодился, я работаю с детьми уже 40 лет. Мы решали в коллективе все вопросы, помогали, дружили – это очень здорово! Современные школьные организации в патриотическом плане продолжают пионерско-комсомольские традиции. Конечно, сегодня молодежь по-другому мыслит, но и у них есть коллективизм, патриотизм, взаимовыручка. Одно время школа перестала заниматься воспитанием. И мы многое потеряли. Хорошо, что все это возрождается!»
«Сегодняшние школьники удивляются, какими мы были раньше!»
Татьяна Ивановна Спиридонова, старшая вожатая в черновской школе в 1985-87 гг., учитель технологии и ИЗО:
— Наша дружина носила имя Александра Матросова. Помню, как в 3-м классе 22 апреля нас принимали в пионеры: у каждого ребенка на вытянутой руке галстук, слова клятвы… В совете дружины вся работа велась по секторам. Решали, какие мероприятия проведем, кого приглашать. Был экран успеваемости, достижений, шли постоянные соревнования. Агитбригада школьная выступала в пяти отделениях совхоза: получасовой концерт в «красном уголке» – и в другое отделение. За каждым классом был закреплен свой ветеран: мы помогали сажать картошку, убирать дом, носили воду из колодца. Дети делали это с удовольствием, и это с пятого класса! Работа была слаженная, четкая.
Сегодня в школе пытаются возродить пионерские традиции – РДШ, юнармия, казачий класс… У нас волонтерская работа хорошо поставлена – я, используя свой вожатский опыт, подготовила «тимуровский» проект, помогаем труженикам тыла. Сейчас часто приходится «подталкивать» детей, а тогда инициатива шла от самих ребят. Рассказываю своим школьникам, а они удивляются, какие мы были активные, трудолюбивые, на нас можно было положиться. Каждый, кто был пионером и комсомольцем, вспоминает это время с трепетным чувством.
Наталья БЕЛОВА.
Фото из семейных архивов вожатых.