ЗАСЛУЖЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ РОССИИ
Многочисленные поздравления юбиляру прислали коллеги-педагоги, его воспитанники, юные и молодые поэты литературного объединения «Вдохновение».
Николай родился в небольшой деревне Умет Вадинского района Пензенской области в многодетной семье, где росли четверо детей. Отец Терентий Степанович прошел с боями всю Великую Отечественную войну, был тяжело ранен, попал в плен к фашистам. А после войны посвятил жизнь сельскому хозяйству, как и мать Мария Васильевна. Николай вместе с отцом часто жил в лесу на пасеке, на всю жизнь прикипел душой к русской природе, что потом отражал в своих литературных произведениях. И до сих пор Николай Терентиевич выбирается отдохнуть на месяц-полтора где-нибудь в тихом, уединенном месте, посидеть с удочкой на озере или реке, вдохновиться на новые стихотворения.
Среднюю школу Н.Т. Лыков окончил в 1967 году в соседнем селе, при этом после получения начального образования шесть следующих лет каждый учебный день преодолевал по три километра до Рахмановки от родного Умета. Учился Николай в основном на пятерки, был лидером среди ровесников, его избирали председателем совета пионерской дружины, секретарем комсомольской организации, членом райкома ВЛКСМ. Еще в юношеские годы он попробовал свои способности в журналистике – писал заметки о сельской жизни и школе в местную газету, мечтал стать журналистом. Темы публикаций – герои революции и войны. Тогда же увлекся поэзией.
После школы Николай поехал учиться в Куйбышев, где жила старшая сестра. Для дальнейшей учебы выбрал историко-филологический факультет педагогического института. Поступить в вуз деревенскому пареньку было очень не просто, конкурс был немаленький – семь претендентов на место. Но честолюбивому абитуриенту удалось успешно сдать экзамены и стать студентом.
Годы учебы оставили яркий след в жизни Лыкова: лекции, занятия в библиотеке, пение в хоре «Славия» при городском молодежном клубе под руководством знаменитого дирижера, хормейстера В.М. Ощепкова, лыжный спорт, стройотряд, в котором он освоил несколько строительных специальностей.
Распределение выпускник получил в школу в Шенталинский район, но там историки и филологи оказались не нужны, и молодой специалист уехал в Среднюю Азию. В Таджикистане преподавал русский язык в местечке Алтын-Топкан (в переводе на русский «нашедший золото»). Здесь и Николай нашел свое «золото» — будущую жену Музу Фаритовну, с которой живет вместе с декабря 1971 года.
Вскоре Николай Терентиевич вернулся с семьей на малую родину, устроился учителем в Рахмановскую школу. Весной 1972-го педагога призвали на службу в армию, которую он проходил в артиллерийских войсках в Забайкалье. Здесь при строительстве капониров ему пригодились навыки, полученные в стройотряде. Через год уволенный в запас воин приехал в село Натальино Безенчукского района, полтора года работал учителем русского языка, географии, физкультуры, здесь у Лыковых родилась первая дочь – Елена, а затем семья переехала в Стройкерамику, где на свет появился сын Саша.
Вся жизнь Николая Терентиевича связана со школой. Ему довелось быть и преподавателем, и возглавлять образовательные учреждения в Журавлях, в Смышляевке (школа №2), в Петра Дубраве.
В 80-е годы семья Лыковых стала многодетной – в семье родился третий ребенок — дочь Анастасия.
Еще одной важной вехой жизненного пути Н.Т. Лыкова стало назначение в 1994 году директором школы в новом поселке Рощинский. Здание еще не было готово к приему детей и педагогов, поэтому первые триста школьников, в основном дети выведенных из Германии военнослужащих, учились в неприспособленном для этого здании штаба танковой дивизии. Нынешнюю школу открыли 19 января 1995 года, и постепенно число учащихся выросло до 1300 человек, а образовательное учреждение стало крупнейшим в районе.
«Через какие тернии прошли учителя и ученики в это время – одному Богу известно, — вспоминает бывший директор. – Условия для обучения в дивизионном штабе были не самые лучшие, но мы и с этим справились, а потом отпраздновали новоселье в огромном современном здании».
В 2010 году, когда Н.Т. Лыкову исполнилось 60 лет, он оставил пост директора, однако с педагогической деятельностью не закончил. Поработал в одной из самарских школ, добираться до города было тяжеловато, и тогда опытный руководитель и педагог принял предложение заведующего Центром внешкольной работы Волжского района В.Е. Рябкова перейти на работу в это учреждение педагогом дополнительного образования. Житель Рощинского, он решил набирать в свою группу одаренных детей, оттачивать грани их таланта, персонально заниматься с каждым школьником. За десять с лишним лет наставник дал путевку в творческую жизнь сотням юных рощинцев.
«Могу назвать не один десяток фамилий моих учеников, которые выиграли творческие конкурсы не только в нашем образовательном округе, но и в области, отмечены на всероссийском уровне, — говорит педагог. – Это приятный результат и моего труда, и самих детей, кропотливо работающих в нашем литературном объединении. Не хочу особо выделять кого-то из воспитанников, но приведу такой пример. Как-то отправил на конкурс Светлану Мокроусову. Как потом рассказывали участники творческого соревнования, председатель жюри, русский советский поэт и литературовед Евгений Чепурных так растрогался, слушая ее проникновенные стихи, что даже заплакал. Вот такая сила слова у моей ученицы. И таких произведений у наших ребят множество! Достаточно взглянуть на огромное количество различных дипломов и грамот. Поэтому я стараюсь выпускать сборники лучших стихотворений ребят, чтобы с их творчеством могли ознакомиться читатели».
За заслуги в педагогике Николаю Терентиевичу присвоено звание отличника народного образования РФ и заслуженного учителя России. И все же главным своим достижением он считает воспитание тысяч достойных граждан страны и раскрытие таланта юных поэтов.
Александр АЛЕКСЕЕВ.
Фото Екатерины ГОРИНОЙ и из личного архива Н.Т. Лыкова.
В.Е. Рябков, заведующий ЦВР:
— Как руководитель хочу сказать о Николае Терентиевиче словами советского педагога-новатора Сухомлинского: «Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света».
Ю.М. Вагина, методист художественной направленности
ЦВР:
— О раннем детстве Николай Терентиевич часто вспоминает в стихах и рассказывает это обучающимся школы поселка Рощинский на литературных
гостиных.
В своих литературных произведениях автор пишет о малой родине, о России, о матери, о семейных отношениях, красоте природы. Большое внимание педагог уделяет патриотическому воспитанию подростков, прививает уважение юного поколения к истории нашей страны, к ветеранам Великой Отечественной войны.
На литературные гостиные, которые педагог ежемесячно проводит для обучающихся Рощинской школы, приходят участники СВО, читают свои стихотворения, рассказывают им о специальной военной операции. Ведь у многих ребят родные служат сейчас за «ленточкой». И это своеобразный мостик, который связывает поколения и учит любить свою Родину и гордиться ей!
Обучающиеся литературного объединения «Вдохновение» становятся победителями конкурсов областного уровня: «Самарский край в стихах и прозе» (Алена Буравцева — финалист), «Наша семья — наша победа!»
(Матвей Стецун — 3 место), «Словущая весна» (Светлана Щеканова — 3 место), «Поэтическая радуга юности» (Махина Мирзорахимова — 1 место) и других.
Николай Терентьевич очень гордится своими учениками и является для них примером — он неоднократный победитель областного конкурса педагогического мастерства «Вдохновение» (лауреат I степени) в номинации «Литературное творчество», участник Всероссийского очного конкурса в рамках Рождественского фестиваля «Возродим Русь святую», участник организации бала и альманаха «Ода Пушкину» в серии «Надежда — Вера — Любовь». Является академиком Академии творческой педагогики России, активным участником литературно-творческого объединения «Лира» г. Самары, почетным гостем многих городских, областных литературных мероприятий, постоянным членом жюри территориальных конкурсов юных чтецов «Рыжий лис», «Самарский край в стихах и прозе».
О жизни и литературном творчестве Николая Терентиевича снят фильм «Интересные встречи», который был показан по Самарскому телевидению.
А еще это трудолюбивый, очень ответственный и добрый человек, который всего себя отдает детям, любит свою профессию и радеет за развитие родного русского языка!