Почти полвека за рулем
27 октября в России отмечается День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта.
Сегодня границы этого праздника расширились, поскольку в народе давно его окрестили Днем автомобилиста, и каждый, кто находится за рулем, считает себя к нему причастным.
В том, что водитель автотранспорта — одна из самых массовых и востребованных профессий, нет ничего удивительного, ведь на начало 2024 года в России зарегистрировано более 60 миллионов автомобилей. Сложной современной техникой — грузовыми, легковыми машинами и автобусами — управляют опытные специалисты.
Водитель первого класса
А.И. Татьянин уже несколько лет работает в МБУ «По содержанию зданий, сооружений и транспортного обеспечения» (СЗТО)
городского поселения Смыш-
ляевка.
— Александр Иванович — один из лидеров нашего небольшого коллектива, — считает директор коммунального предприятия
Г.Э. Елышкин. — Он трудится на легковой машине и грузопассажирской «Газели», доставляет на место работ бригады специалистов по благоустройству. Сегодня они устанавливают ограждение тротуара на дороге по улице Коммунистической в Смышляевке, и Александр Иванович помогает им. И хотя он пенсионер по возрасту, ни разу не отказался выйти в рейс поздно вечером или ночью, когда, например, нужно было ликвидировать послед-
ствия паводка или обильного снегопада. Водитель досконально знает технику, может сам отремонтировать ее в случае поломки. Его главные черты — надежность и отзывчивость.
А.И. Татьянин — уроженец Смышляевки, родился в ноябре 1960-го. Родители трудились в местном аэропорту, отец фронтовик, был токарем, мать — телефонисткой. Успешно окончив восемь классов, Саша поступил в пятое профтехучилище при авиационном заводе, получил специальность слесаря механосборочных работ, устроился на завод, параллельно в ДОССАФ обучался профессии водителя, куда его направил военкомат. «Железо» его привлекало с детства, тянуло создать что-нибудь своими руками, так и появился на свет гоночный карт, который юноша собирал в бане. Увлекался он и спортом, участвовал в мотокроссах на гаревых дорожках. Мечтал учиться в летном училище на техника, но подвело здоровье.
В то же время он решил стажироваться, набираться водительских навыков на технике в аэропорту, где в условиях бригадного подряда освоил несколько типов и марок автомобилей — РАФ, ГАЗ, ЗиЛ, «Урал», КрАЗ, МАЗ. С 1979 года служил водителем грузовика в Центральной группе войск в Чехословакии. После увольнения в запас вернулся в аэропорт, где проработал много лет, а с его закрытием перешел в дорожную службу, затем в строительно-монтажный поезд. Особенно запомнился Александру Ивановичу американский никелированный «Форд»-гудронатор, который он берег как зеницу ока и буквально сдувал с него пылинки. Ухаживал за спецтехникой не меньше, чем за невестой. Даже спустя три года эксплуатации его машина блестела как новенькая, как будто только сошла с заводского конвейера.
В СМП, где А.И. Татьянин отработал двенадцать лет (до закрытия предприятия в 2017 году), занимался перевозкой негабаритных грузов. На тралах и других полуприцепах он перевозил по всей стране тяжелую строительную технику, «негабариты», кабели связи. География «путешествий» волжанина была на редкость широкой: Александр побывал в десятках городов европейской части России — Пензе, Тамбове, Москве, Курске, на Урале и в Западной Сибири, добирался на тягачах с грузами до Екатеринбурга, Кургана, Омска. Руководители доверяли ему на КамАЗах и МАЗах в одиночку, без напарников, рейсы в несколько тысяч километров, потому что знали: Татьянин любое поручение выполнит в срок, справится с самыми сложными заданиями, не подведет ни при каких обстоятельствах. И Александр Иванович всегда оправдывал их ожидания. Хотя порой попадал в такие передряги, что и сейчас при воспоминаниях об этом его бросает в пот.
Однажды в горах Южного Урала между Златоустом и Уфой он шел по узкой горной трассе в колонне других большегрузов. Неожиданно водитель из Латвии на мощной тяжеловесной иномарке, нарушив правила обгона, рискнул обойти коллег и вырулил на опасной дороге на встречную полосу, по которой двигался другой большегруз. Обойдя Татьянина, начал прижимать его тягач с трактором на полуприцепе к обочине, за которой был глубокий обрыв. Только хладнокровие и мастерство спасли в тот раз смышляевца от падения в пропасть, он удержал груженый транспорт на краю трассы. Александр Иванович до сих пор вспоминает тот момент, когда находился на грани жизни и смерти. Тогда справедливость восторжествовала: ехавшие за Татьяниным инспекторы ГАИ догнали нарушителя и сурово наказали за опасное вождение, которое могло привести к трагедии.
За многие годы работы А.И. Татьянин не допустил ни одной серьезной аварии, лишь раз было дорожное происшествие с участием его груженой «Татры», когда у грузовика отказали тормоза и наш водитель, пытаясь избежать серьезных последствий, слегка зацепил бок легковушки.
За сорок пять лет за баранкой Александр Иванович многое повидал на своем веку и хорошо знает, что такое шоферское братство. Не раз и не два он выручал на трассах своих коллег —
делился топливом и продуктами, помогал запустить заглохший двигатель, не оставлял в беде попавших в трудную ситуацию водителей. Мир тесен, и два раза он вновь случайно встречал людей, которым когда-то помог на дороге. Однажды на свадьбе дочери в кафе к нему подошел парень, напомнил об их давней встрече на тяжелой трассе, двухстах литрах солярки, которыми А.И. Татьянин заправил пустой бак тягача коллеги, и в благодарность накупил молодоженам подарков. В другой раз встреча произошла в Москве — его среди тысяч людей узнала дальнобойщица, которой Александр помог поменять пробитое колесо грузовика. «Добрые дела не забываются, и за добро платят добром», —
уверен Татьянин.
Почти полвека за рулем — это, конечно, большой опыт. «Главное в нашей профессии, — считает Александр Иванович, — иметь железные нервы, не впадать в панику в сложных ситуациях, трезво оценивать обстановку на дороге в условиях интенсивного движения. А еще быть дисциплинированным, вежливым, внимательным. И обязательно необходимо знать устройство автомобиля, его матчасть».
В семье Татьяниных всегда был личный транспорт — сначала «Запорожец», потом «Жигули», «Волги», «Форды», сейчас
«Ниссан».
А.И. Татьянин — счастливый отец, муж и дед. Сын Алексей и жена Наталья работают на заводе «Коммунар», дочь Елена —
в Москве, есть пятнадцатилетняя внучка. Он ветеран труда Самарской области и пока не собирается на заслуженный отдых — без любимой работы себя не представляет.
…Высоцкий, Овсиенко, Бернес, Трофимов, Круг, Анофриев —
кто только не исполнял песни о водителях! И красной нитью в них всегда проходила мысль о любви к замечательной профессии и трудностях шоферской жизни.
И неизменно рефреном в них звучат слова: «Я хочу, шофер, чтоб тебе повезло!»
Счастливого пути, неустанные труженики дорог!
Александр АЛЕКСЕЕВ.
Фото Сергея БАРАНОВА.