«Куклы как дети – для меня они все одинаково любимые»
В доме культуры
«Заволжье» села Рождествено прошла выставка мастера-преподавателя народной куклы и прикладного творчества, посвященная Году семьи и летним праздникам
и играм.
Работы автора и организатора передвижной выставки Елены Александровны Фончиковой стали основой для местного музея народной куклы в Доме культуры. Каждую куколку — обережную, обрядовую, игровую — хочется взять в руки и внимательно разглядеть, изучить особенности ее костюма, материалов, из которых она сделана. Это целый пласт этнографических знаний! Мастерица охотно делится ими с ребятней и взрослыми. Жители села Рождествено «играючи» изучают историю своих предков, народного костюма и свойства природных материалов, таким образом сохраняя древние славянские традиции. На развитие творческих техник вдохновляют мастера народной куклы из разных уголков России и ее пытливые юные ученики.
Е.А. Фончикова — педагог дошкольного и дополнительного образования. Несколько лет назад ее родители купили дом в Рождествено, вот уже два года и Елена живет здесь. Работает она в местном Доме культуры. Ведет онлайн-курсы повышения квалификации для педагогов по изготовлению народной куклы.
Она родом из Самары, работала воспитателем в детском саду. Свою первую куклу сделала по просьбе малышей. Это была кукла Берегиня рода (от слова «беречь», «оберег»). Она очень увлечена этим делом. Даже организовала передвижную выставку «Россияночка». К ней присоединились около тридцати единомышленников из разных уголков России. Каждая мастерица тщательно изучала народные традиции. Первая их выставка была посвящена обрядовым куклам, назвали ее «Солн-
цеворот», вторую — «Приданое для кукол» — посвятили свадебным традициям.
Елена Александровна — многодетная мама. Ее старшая дочь с отличием окончила Самарскую художественную школу, пишет картины и занимается дизайном сайтов. Старший сын в прошлом году поступил в речной техникум. Младший учится в школе и играет в театральной студии в Доме культуры.
О своем рукоделии Елена Александровна может рассказывать часами! Ведь она не просто мастерица, но и хранительница народных славянских традиций и обрядов, которые изучила досконально. Оказывается, что в изготовлении кукол не было случайностей — во всем усматривался определенный смысл и скрытые символы. Существовали правила, которых строго придерживались: обережную куклу для себя и своей семьи нужно мастерить собственными руками. Ее также можно купить, отдав за нее деньги или что-то из вещей или продуктов. Не все куклы можно дарить: важно, чтобы человек сам выбрал себе по душе. Вертеть куклу нужно непременно из старого тряпья. Это связано с ритуалом кровной близости. Наши предки считали, что домотканая одежда, вобравшая в себя тепло человеческих рук и пропитанная трудовым потом, хранит родовую силу и передает ее кукле. Чаще всего для кукол использовали подолы женских рубах и фартуков. Ведь эти части крестьянской одежды соприкасались с землей, вбирая ее силу. А из нового лоскута куклы делали в подарок
к празднику родным и близким. Если же мать делала Берегиню рода для дочери, то она обязательно добавляла в куклу лоскуты своей одежды.
В работе при изготовлении куклы нельзя использовать иглы и даже ножницы — считалось, что касание ножниц «порежет» положительную энергию. Лоскуты рвали руками, а нити, которыми перевязывали куклу, перекусывали зубами или просто отрывали.
«Обрядовые куклы делались из различных материалов: трав, лыка, льна, натуральных тканей, зерна, — рассказывает об экспонатах выставки Елена Александровна, одетая в традиционную славянскую одежду. — Дерево — основа, символизирует мужское начало. Народные куклы в большинстве своем все бесшитьевые. Если это оберег, то иголка при изготовлении куклы не используется.
На выставке были представлены куклы-травницы. Их мы делаем из собранных и засушенных трав Самарской луки. Вот стригушки — дети их очень любят: если кукол поставить на стол и постучать по нему кулачками, они начинают танцевать.
А эта кукла называется Последний (Велесов) сноп. Маленькие куколки заносили в дом, ставили в красный угол. Он должен был простоять целый год, а потом отборные зерна из снопа сеяли в поле.
Здесь находятся куклы, посвященные Году семьи. Они несли в себе воспитательную роль. Кукла Кашка учила детей с семи лет варить кашу. Ее делали из мерного мешочка. Водичку наливали по шейку куклы, а крупу сыпали по пояс.
Неразлучники — свадебная кукла, которую дарили молодым, как символ соединения в супружеской паре. Игровая кукла Живуля. Ножки у нее сделаны из палочек.
Есть куклы, которые учат рукоделию, они называются куклы «на выхвалку». Сначала девочка делала Простоволоску, потом куклу с косой, Молодуху и куклу в свадебном наряде (необходимо было показать все виды швов). По этим куклам у девочки принимали экзамен, сможет ли она прийти на посиделки.
Изо льна делали куклу на здоровье. У нее очень длинная коса, потому что человек этой косой должен был замкнуть на своем теле круг, ночь с ней переспать и утром на рассвете сжечь. Такая кукла считалась очистительной.
А с помощью куклы-сумки ребенка приучали класть вещи на свое место.
Очень полезны Травницы: мешочек-юбку кукол набивали душистыми лекарственными травами — душицей, зверобоем, мятой, тысячелистником. Если поставить их в комнате, воздух наполняется ароматом, что благотворно влияет на нервную систему. Есть травы, которые добавляли в подушки, чтобы был сон крепкий.
Куклы украшают дом, дарят хорошее настроение. Дают нам энергию», — с воодушевлением делится Е.А. Фончикова своими знаниями о народных традициях изготовления кукол.
Самодельные куклы являются прекрасными сувенирами, дающими представление о народных обрядах и символах.