История для души
Забавные, трогательные девочки в нарядных юбочках и свитерах, мальчик-арлекин, романтические барышни с задумчиво-вдохновленными лицами, наряженные в такие настоящие и стильные костюмчики. Неповторимые, курносые и очаровательные – все это куклы ручной работы педагога и художника Галины Андреевны Лемковой.
Более двадцати лет развивает творческие наклонности и воспитывает любовь к прекрасному у смышляевских ребятишек преподаватель художественного отделения ДШИ №2 в Стройкерамике Г.А. Лемкова. Здесь под ее руководством занимаются рисунком, живописью, декоративно-прикладным искусством дети от 7 до 16 лет. Это педагог, имеющий высшую квалификационную категорию, звание лауреата конкурса «Учитель искусств года» в номинации «Зажги свою звезду в столетие», дипломы самых престижных художественных фестивалей. «Удивительный человек, она много читает, размышляет и живет богатой внутренней жизнью, своим примером пробуждает детскую творческую фантазию, пытаясь разжечь божью искру таланта, заложенную в каждом юном существе», — отзываются о ней коллеги. Неслучайно каждый год все новые и новые имена юных художников из поселка Стройкерамика пополняют списки победителей всероссийских и международных конкурсов и выставок. Так, только в 2021 году ее воспитанники получили дипломы Международного конкурса «Человек от края до края», грамоты за участие во Всероссийском конкурсе «Жигулевская палитра», а также приняли участие в межрегиональном конкурсе «Радужная кисть» и в районном конкурсе «Рисуем как Шишкин». Кроме того, уже нынешней зимой ее учащиеся поучаствовали в двух всероссийских онлайн-конкурсах, посвященных новогодним праздникам.
Галина Андреевна влюблена в нашу старую Самару, она — автор посвященной этой теме персональной выставки в галерее «Мария» в 2005 году и одна из участниц тематической выставки «Город в моем сердце». Но совсем недавно, чуть более года назад, в ее жизни случилось еще одно маленькое чудо – в широкой палитре художественных увлечений мастера появилась авторская кукла. Надо сказать, достаточно неожиданно для нее самой. А импульсом для творчества, как ни странно, стала пандемия и вынужденное пребывание дома. В ДШИ на занятиях они с ребятами работали с глиной, пластиком и пластилином, а потом открыли для себя этот современный материал — воздушный пластилин, мягкий, податливый, но быстро принимающий твердую форму. Именно из него под умелыми руками мастера возникают милые курносые мордашки ее кукол, их ручки и ножки, обутые в башмачки. Художницу удивляет этот волшебный процесс, когда из аморфного материала получается такое создание.
На вопрос, почему в жизни опытного педагога вдруг появилось желание делать куклы, Галина Андреевна смущенно улыбается: на первый взгляд, есть в этом занятии что-то такое трогательно детское… Признается, что и раньше испытывала страсть к игрушкам — в годы повального дефицита шила зверушек из меха, а в детстве любила кукольные мультики, такие как «Варежка» или «Волшебник изумрудного города» с прекрасными кукольными персонажами. Даже пыталась лепить из пластика симпатичных человечков. Воздушный пластилин стал достойной демократичной и симпатичной альтернативой пластику – в обработке он легче, а в затвердевшем виде форму держит ничуть не хуже.
С чего начинается каждая кукла? Оказывается, с неудержимого желания ее сделать, сотворить некий образ. «Всегда надеешься, что будет интересно. Лица у кукол получаются все разные, и это не всегда зависит от твоего желания. Часто результат не соответствует тому, что было в голове, материал живет своей жизнью».
И работать надо быстро: сформировать голову, вставить оживляющие образ глазки, сформировать проволочный каркас, укрыв его сверху текстильным материалом. Потом мастерице нужно придумать, как нарядить свое творение, из чего сделать волосы, подобрать лоскуты для платьев и костюмов. И здесь действуют законы особенной кукольной моды, где все такое миниатюрное, изящно-красивое и, причем, достоверное, настоящее: чулочки, носочки, беретки и шляпки, платья, юбки, свитера и кофты, сшитые умелыми руками мастера из натуральных тканей, украшенные кружевами, тесьмой и крошечными пуговками. За всем этим гардеробом кроется отдельная творческая история с поиском, подбором и, конечно же, ручным кропотливым трудом.
Так постепенно, поэтапно и вдохновенно рождается новая кукла, в которую вложены и умения, и душа мастера. А в подарок еще и это удивительное ощущение себя творцом-демиургом: практически из ничего можно сотворить маленькое рукотворное чудо!
Наталья БЕЛОВА.
Фото Сергея БАРАНОВА.