Грани его таланта
Днем Андрей Сергеевич Горский — директор бюджетного учреждения «Подстепновское», занимается благоустройством сельского поселения Верхняя Подстепновка: руководит отсыпкой щебнем и содержанием дорог, посадкой деревьев и цветов, вывозом крупногабаритного мусора, контролирует строительные работы.
А вечером уединяется в своей мастерской, как Данила-мастер из сказки «Каменный цветок» П.П. Бажова, и из бесформенного железа, дерева, стекла и гипса создает изделия, достойные называться художественными произведениями. Ведь других таких больше нигде не сыщешь. Да и сам автор точь-в-точь повторить уже не сможет — обязательно будет что-то немного по-другому. Ручная работа — не штамповка!
Родом Андрей Сергеевич из Верхней Подстепновки. Здесь окончил школу и поступил в техникум, получил специальность техника-механика по ремонту нефтяных и газовых установок, позже окончил экономический университет. Работал в разных организациях — головой и руками.
Лет пятнадцать назад его родители решили переехать из квартиры в свой дом, купили в поселке земельный участок, нужно было его осваивать и благоустраивать. Тогда-то Андрей Сергеевич решил собственноручно сделать скамейку, чтобы было куда присесть после физической работы. Получилось симпатично, понравилось. Потом были подставки для цветов, изгороди, столы и стулья, люстры, кованые рыцарские щиты, статуэтки, различные талисманы…
Пять лет Андрей копировал понравившиеся изделия других авторов, увиденные в интернете, постигал тонкости мастерства. Проходил «собственный университет», пока не почувствовал в себе уверенность и понял, что хочет делать авторские работы.
Вовремя ему в руки попалась книга Владимира Маркова «Школа кузнечного искусства» — о методах ковки с примерами. Сначала начинающий мастер пробовал «холодную» ковку, затем — «горячую». И она ему понравилась больше — благодаря ей каждая деталь из металла получается уникальной.
Прапрадед Андрея Горского по отцовской линии был кузнецом. Видимо, предрасположенность к ремеслу передается по наследству. Подчинив себе металл, его талантливый внук начал делать нестандартные вещи — садовые скульптуры. Первой был силуэт девушки, держащей в руках фонарь, — для частного заказчика.
— Мне интересно общаться с коллегами, узнавать и пробовать что-то новое. Для меня чем сложнее изделие, тем приятней над ним работать, — говорит А.С. Горский.
Он научился плавить стекло, вплавлять его в металл. Например, делал розу из металла и наносил на нее капли из стекла. Выглядит это впечатляюще, как живая роса. Оказалось, самое податливое стекло — бутылочное. Опытным путем Андрей раскрыл секреты работы с ним.
На сборочном столе мастер рисует контур. Для крупных фигур создает металлокаркас. Для более мелких в ход идут мешковина, целлофан и гипс. Их Андрей либо обтягивает снаружи металлом, либо использует внутреннюю часть. Так был сделан фонарь — силуэт женской фигуры. Изнутри каркас был обложен обыкновенными гайками, которые были прихвачены сваркой. На эту работу ушло 2000 гаек!
Давно не покупает Андрей Серге-
евич специальные дорогостоящие заготовки, использует простые подручные средства. К примеру, раньше приобретал импортные лаки, теперь научился варить свой состав: воск, льняное масло и смола. Пропорции подбирал методом проб и ошибок.
Как Страдивари, Горский нашел свой уникальный состав. Им он покрывает дерево. Состав проникает вглубь до одного сантиметра, и изделию, двери, столу или стулу не страшен дождь. С них он стекает как с гуся вода. С помочью обжига научился придавать дереву красивый оттенок.
За годы работы мастер обзавелся множеством различных инструментов и приспособлений. Но самыми главными, как встарь у наших предков, остаются молоток, щипцы, зубило, тиски и наковальня. Овладел он тремя видами сварки, плазменной резкой. Никакие обрезки дерева или металла не пропадают даром. Богатая фантазия всегда подскажет, что можно из них смастерить.
— Заказчики приходят с определенной картинкой. Благодаря многолетнему опыту я уже вижу, будет ли такое изделие смотреться или нет. Даю свои два-три варианта. Как правило, люди соглашаются на мое предложение, —
рассказывает А.С. Горский.
С возрастом Андрея Сергеевича потянуло к духовному миру. Он увлекся изображением на дереве святых ликов.
Берет доску благородного дерева, липы или лиственницы, с помощью химических составов долго и кропотливо обрабатывает ее и только потом с помощью специального состава вживляет изображение в древесину. Краска проникает на глубину до пяти миллиметров (в зависимости от плотности материала), что обеспечивает стойкость изображения к механическим воздействиям. Так что стереть или смыть ее становится
невозможно.
Одним словом, сделано на века. Такое усовершенствование техники декупажа придумал сам
А.С. Горский. Несколько изображений выполнены в соответствии с церковными канонами и даже были освящены, то есть стали иконами.
Сотрудничает Андрей с храмом Воскресения Христова в селе Воскресенка. К реставрации старинного храма 1811 года постройки есть свои требования. Недавно Андрей закончил изготовление входной двери. В планах заменить и боковые, а на старом фундаменте на территории церкви построить колокольню.
В настоящее время семья Андрея Горского живет в городе, каждый день он приезжает на работу в Верхнюю Подстепновку из Самары. Поначалу, когда стал «пропадать» вечерами в мастерской, супруге не очень это нравилось, думала, скоро «блажь» пройдет. Но когда увидела результат творчества мужа, как относятся к нему коллеги, приезжая за опытом из других городов, стала его под-
держивать.
Оформился А.С. Горский самозанятым. Сначала вел свой сайт в интернете. Теперь люди узнают о нем друг от друга, возвращаются прежние заказчики, приводят своих знакомых.
Прежде чем приступить к изготовлению изделия, Андрей старается хорошенько изучить тему. К примеру, пригласили его оформить школьный музей. Для этого А.С. Горскому пришлось съездить в Военно-исторический музей ЦВО, ознакомиться с экспонатами, мастерскими, прочитать много литературы. В результате появилась диорама, посвященная Великой Отечественной войне, с макетами военной техники с соблюдением пропорций: танк Т-34, «Катюша», полуторка, самолеты-истребители — советский Як-3 и немецкий «Мессершмитт», точная копия оружия — винтовка Мосина и пистолет-пулемет Шпагина. Историко-краеведческий музей
верхнеподстепновской школы — один из лучших в Самарской области. Педагогам и школьникам нравится проводить в нем интерактивные уроки.
Есть в Верхней Подстепновке парк, любимое место культурного отдыха сельчан. Украшением его стали парковые фигуры из металла, созданные мастером: танцующая балерина, лавочка для влюбленных, амур с луком и стрелами, рядом яблонька -«дерево познания добра и зла».
Еще одна грань, раскрывающая талант мастера, — барельефы из гипса. Наиболее сложная и трудоемкая его работа — оформление гостиницы в Самаре. Здесь он задумал создать тематические комнаты. К примеру, в одной из них появился барельеф с изображением поезда, частично выступающего из стены, частично нарисованного. Любит работать мастер и со старинной деревянной мебелью.
Творчество — это своеобразный мир, созданный из воображения автора. У Андрея Сергеевича Горского он многогранен.
Тамара ХОДОРЕНКО.
Фото автора.