«Главное – научить думать и рассуждать»
Общий педагогический стаж учительской династии Малкиных превышает 230 лет.
Светлана Александровна, ее муж – Геннадий Юрьевич, их сын – Станислав Геннадьевич, супруга сына, свекровь – Клавдия Степановна, брат мужа и сноха, их внучка – все педагоги, выпускники Самарского педагогического института (ныне — университета).
Света рано научилась читать и писать, а в шесть лет сама записалась в музыкальный кружок. Затем она поступила в музыкальную школу. У родителей хватило денег только на один инструмент, скрипку, поэтому пианино вначале было игрушечное. Целеустремленная девочка окончила школу по классу скрипки и фортепиано.
Светлана с детства принимала серьезные решения самостоятельно. Учась в девятом классе советской школы, являясь комсомолкой-активисткой, она приняла решение креститься и пошла в храм святых апостолов Петра и Павла. Ее крестными стали настоятель храма и его супруга.
Все предметы в школе любознательной девушке давались легко. В аттестате у нее всего одна четверка. После окончания школы Светлана решила стать учителем. Но по какому предмету? Перед девушкой возникла сложная дилемма – больше всего она любила историю и математику. В тот год значительного конкурса на физмат не было, а на истфак – десять человек на место! Светлана не искала легких путей, поэтому поступила в Куйбышевский педагогический институт на специальность «История, обществоведение и английский язык». Она любила учебу, все схватывала на лету, а учеба любила ее, и овладеть английским языком после школьного немецкого ей тоже не составило большого труда. Неудивительно, что на вступительных испытаниях, случайно перепутав кабинеты, девушка успешно сдала экзамен по немецкому на факультете иностранных языков! А потом также легко сдала его на истфаке. Уже на четвертом курсе Светлана устроилась на работу учителем в куйбышевскую 153-ю школу спортивного резерва. На истфаке Светлана встретила своего будущего супруга Геннадия Юрьевича Малкина, вышла за него замуж и родила сына.
В Волжском районе педагогическую деятельность Малкины начинали в селе Лопатино в 1984 г.
В 1991 году мужа назначили директором школы в Рощинском, и семья переехала в поселок. Вместе с Геннадием Юрьевичем они прожили сорок лет счастливой супружеской жизни. Три года назад любимого мужа и отца не стало.
На сегодня стаж Светланы Александровны составляет 41 год, из которых 40 лет – в Волжском районе! За это время она воспитала несколько поколений рощинцев. Среди ее выпускников – выдающиеся врачи, педагоги, военные, инженеры и… многодетные мамы. Главное для учителя было и остается не только дать прочные знания, научить думать и рассуждать, но и воспитать порядочных ответственных людей.
Светлана Александровна очень гордится своим сыном, называя его своим «лучшим и любимым проектом». Станислав Геннадьевич Малкин – российский ученый-историк, доктор исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории, права и методики обучения на родном историческом факультете Самарского государственного социально-педагогического университета, лауреат конкурса «Молодой ученый», обладатель почетного знака губернатора Самарской области «За успехи в высшем образовании и научной деятельности», лауреат губернской премии в области науки и техники, член экспертного совета Российского научного фонда по Президентской программе исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными. В 25 лет он защитил кандидатскую, а в 31 год – докторскую диссертацию и является автором более 150 научных работ. С супругой Светланой Сергеевной они подарили родителям внучку Полину.
— Светлана Александровна, — обращаюсь я к учителю, — трудно ли преподавать историю и обществознание в то время, когда одна эпоха сменяет другую: перестройка, распад СССР?..
— Для меня это было не сложно. Ведь мои жизненные принципы, убеждения и ценности остались прежними: семья, любовь к Родине, истории – наши предки одержали Победу в Великой Отечественной войне, восстановили из разрухи огромную страну… В 1984 году я окончила институт, а молодости свойственно легко адаптироваться.
Самый лучший учитель – жизнь, считает С.А. Малкина. Нужно прожить ее так, чтобы не было стыдно; хороших людей больше; поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Эти постулаты она прививает своим ученикам, побуждает их быть активными, размышлять о трудных и дискуссионных вопросах истории и делать выводы, чтобы никто не смог переписать нашу историю.
Автор методических разработок, непререкаемый авторитет среди коллег, родителей и школьников, у Светланы Александровны множество заслуг и наград: старший учитель; нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации»; почетные грамоты Министерства образования и науки РФ и Самарской губернской думы… Она неоднократный лауреат премии губернатора Самарской области, дважды победитель конкурсов «Учитель года».
За заслуги в области образования и многолетнюю добросовестную работу Светлане Александровне Малкиной присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
Тамара ХОДОРЕНКО.
На снимке: почетную награду Светлане Александровне Малкиной вручил губернатор Самарской области Вячеслав Андреевич
Федорищев.